Главная » Конструктивизм предыдущая / следующая

Дворец культуры


ГАЛЕРЕЯ

Дворец культуры. Среди общественных зданий нового типа особое место занимали клубы и Дворцы культуры. Предназначенные для проведения идеологической и культурно-массовой политики государства, они не имели аналогов ни в отечественной, ни в мировой архитектурной практике. В первые послереволюционные годы для клубной работы использовались дворянские и купеческие особняки, но уже во второй половине 1920-х годов началось проектирование специальных зданий, которые подразделялись на несколько видов: клубы домов-коммун, клубы отраслевых профсоюзов, районные и городские клубы местных Советов. Новые общественные заведения отличала многофункциональность: здесь проходили собрания, митинги и театральные постановки, действовали библиотека и кружки художественной самодеятельности (живописи, музыки, танца и так далее). Многие клубы имели в своем составе спортивные залы.

Разнообразие функций требовало от архитекторов тщательного согласования конкретного проекта с заказчиком, который определял назначение и тип клубного здания. Функциональные проблемы, стоявшие перед зодчими при проектировании клубов, обусловили необходимость проведения конкурсов, в которых учитывались технические требования к зданию и архитектурная структура сооружения.

В середине 1920-х годов начинают строить Дворцы рабочих, Дворцы труда, Дворцы культуры, в которых получили дальнейшее развитие все вышеназванные функции клуба. Дворцы культуры разрабатывались как наиболее развитый культурно-просветительский центр, способный обслуживать большие городские районы.

Одним из первых на Урале и в Свердловской области в 1927 году был запроектирован Дворец труда (позже Дворец культуры) Надеждинского металлургического завода (архитекторы И.П. Антонов и В.Д. Соколов). Объемно-пространственная композиция здания, составленная из трех разновысоких объемов, имела Т-образную форму в плане. В центре симметричной композиции находится четырехэтажный массово-зрелищный корпус прямоугольной формы с залом на 870 мест и развитой инфраструктурой сцены. Вход в зал осуществлялся со второго этажа. На первом этаже под залом размещались гардероб и клубные помещения. С двух сторон к центральному объему примыкали два трехэтажных объема. В одном из них размещены помещения столовой, кинотеатра-лектория, библиотеки, в другом — спортивный зал.

Как пример рационального решения здания с расположением зрительного зала на втором этаже, ясным планом и четким разграничением функций Дворец труда в Надеждинске (ныне Дворец культуры металлургов в городе Серове) был включен в книгу «Архитектура рабочих клубов и дворцов культуры».

Здание Дворца труда запроектировано в простых формах раннего конструктивизма. Особую выразительность ему придает сочетание монументальных форм центральной части и более сдержанной пластики архитектурных деталей на боковых участках фасада. Центральная часть подчеркнута повышенным четырехэтажным корпусом и вертикальными разновысокими объемами лестничных клеток. Центральный вход в здание выделен находящимся над ним балконом-козырьком. Горизонтальное развитие главного фасада завершается на торцах вертикально выступающими объемами лестничных клеток с балконами. В пластике фасадов участвуют пилястры, горизонтальные пояса, рельефное обрамление светопроемов. Дробную структуру Дворца авторы объединяют в единую функциональную систему, введя принцип переливающихся общественных пространств. Этот принцип нашел последующее развитие в проектах комплексов домов-коммун и жилых комбинатов Свердловской области.

Историческая и культурная ценность Дворца труда в Надеждинске заключается в том, что это первый крупный образец нового типа общественных зданий на территории Большого Урала и Свердловской области, созданный в формах конструктивизма.

Литература:

Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области. - Екатеринбург, 2008; Л.Н. Смирнов; ISBN - 978-5-903527-04-5

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Дворец культуры Общая карта

Общая карта

Дворец культуры Местная карта

Местная карта