Главная » Конструктивизм предыдущая / следующая

Цеха Уралвагонзавода


ГАЛЕРЕЯ

Цеха Уралвагонзавода. Для промышленного строительства на Среднем Урале годы первой (1928—1932) и второй (1933—1937) пятилеток были временем не только стремительного роста многих крупных индустриальных комплексов с более продуманным, рациональным решением генпланов и компоновкой цехов, чем в середине 1920-х годов, но и временем совершенствования их стилевого решения, отвечающего современной композиции крупных по размерам производственных зданий и сооружений. В этот период «архитекторы играли очень важную роль в промышленном строительстве. Фактически они были полными и ответственными руководителями всего проектирования промышленных предприятий, именно они определяли концепцию, композицию и стиль промышленных комплексов».

В начале 1930-х годов при проектировании производственных зданий уральские зодчие больше стали уделять внимания архитектурному облику цехов и отработке тех сторон их функционирования, которые связаны с проявлением заботы о человеке на производстве: повысилось качество естественного освещения интерьеров цехов за счет устройства больших по площади боковых светопроемов и новых типов световых фонарей. С введением в плоскость фасадов аэрационных проемов улучшилось проветривание цехов. Отдельные цехи стали связывать надземные мосты и пешеходные галереи, возведенные над заводскими транспортными коммуникациями, что предотвращало травматизм рабочих. В этих архитектурных элементах и сооружениях отражалась социальная направленность переустройства условий труда на производстве, соответствующая концепции и стилю современного движения.

Повышению проектной и строительной культуры наших зодчих способствовал опыт иностранных специалистов, которые тесно с ними сотрудничали при возведении отдельных промышленных комплексов. Например, при разработке одного из крупнейших в стране предприятий — Уральского вагоностроительного завода (УВЗ) в Нижнем Тагиле пригодился опыт американских специалистов, прежде всего завода колес фирмы «Гриффин» (США). Проектирование вагоностроительного завода в 1931 году было поручено Мосгипромашу и Промстройпроекту. Однако исследователи отмечали, что «весь комбинат был запроектирован по американским типам и образцам, так как в разработке проектов производственных зданий участвовали представители нескольких американских заводов».

Утвержденный в 1932 году Генплан Уралвагонзавода вобрал в себя самые передовые и самые смелые представления о крупном промышленном производстве своего времени. Все производственные цехи в соответствии с технологическим процессом были расположены четырьмя параллельными рядами и разделены тремя внутризаводскими магистралями шириной 35—40 метров. Поэтому архитектурному облику фасадов цехов, расположенных вдоль магистрали, архитекторы уделяли особое внимание. Большинство возведенных на заводе зданий имеет свою специфику: высота отдельных цехов достигала 12—18 метров, а длина 200—400 метров. Один из самых протяженных объектов завода — вагоносборочный цех — более 800 метров. В архитектурных решениях фасадов этих крупногабаритных производственных объектов использовались различные приемы, присущие авангардному стилю: создание фасадов цехов с открытым вертикальным каркасом, подчеркнутым цветом или контрастным сопоставлением с глухими либо остекленными участками стен; различной степенью заглубления участков наружных стен, что создавало пластику аскетичных фасадов и игру светотени на их плоскостях. В наиболее протяженном корпусе вагоносборочного цеха в композиции фасада применены выступающие объемы, своеобразные ризалиты, создающие определенный ритм и пластику в протяженной развертке фасада.

В архитектурном облике цехов мелкого и крупного литья УВЗ активную композиционную роль играли трапециевидные и М-образные фонари, создавая необычный и выразительный силуэт здания. В большинстве фасадов цехов завода композиционную нагрузку несли светопроемы различной конфигурации, умело сочетаемые с глухими участками стен, многочисленными высокими транспортными проемами, внешним инженерным оборудованием зданий.

Эстетика позднего конструктивизма определила архитектурный облик автотранспортного цеха Уралвагонзавода, построенного в середине 1930-х годов. Объемно-пространственное решение объекта и его главного фасада определяет равномерный ритм выступающих объемов въездных узлов, поддержанный в силуэте цеха П-образными световыми фонарями. Основной архитектурно-художественной особенностью производственного здания является то, что половину высоты всех фасадов одноэтажного объема цеха занимает лепной декоративный фриз. Тематика рельефа фриза представляет собой своеобразный экскурс в историю эволюции мировых транспортных средств — от грузов, перевозимых верблюдами, до своевременных автомашин начала XX века. Возможно, этот яркий пример характеризует изменения творческой направленности в работе архитекторов. В середине 1930-х годов архитектурный облик производственных объектов, построенных в современном стиле, становился полем изучения и применения композиционных возможностей элементов классического архитектурного наследия.

Литература:

Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области. - Екатеринбург, 2008; Л.Н. Смирнов; ISBN - 978-5-903527-04-5

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Цеха Уралвагонзавода Общая карта

Общая карта

Цеха Уралвагонзавода Местная карта

Местная карта