Главная » Персоналии предыдущая / следующая

Бабинов Артемий Софронович


ГАЛЕРЕЯ

Артемий Софронович Бабинов – землепроходец, открыватель и строитель дороги из Соликамска в Верхотурье и Туринск.

Жизненный путь

Дата
XVI век Родился в 60-е или 70-е годы XVI века деревне Верх-Усолка Соликамского уезда.
1595 Получил разрешение на строительство дороги из Соликамска в Сибирь.
1597 Окончил строительство дороги.
1597 С 1597 по 1623 занимался разведкой и строительством дорог.
1617 Получил почётное звание "Сибирской дороги вож" и поступил на государственную службу.
1623 Умер после 1623 года в слободе Верх-Яйва Соликамского уезда.

Труды и достижения

Дата
1597 Построил первую сухопутную дорогу из Соликамска в Сибирь.
Начало XVII века Организовал тюменский ям.

Происхождение

Известно, что по своему происхождению Артемий Бабинов был крестьянином, родился в 60-х или 70-х годах XVI века. Ряд исследователей считали Артемия Бабинова посадским человеком города Соликамска, однако писцовые книги 1579 года (до прокладки Бабиновской дороги) и 1623 года (после прокладки Бабиновской дороги) не упоминают его среди жителей Соликамска. Соликамские же летописцы называют его крестьянином деревни Верх-Усолка Соликамского уезда.

Указ 1595 года

В 1595 году царь Федор Иоаннович издал указ о поиске охочих людей, знающих путь через Камень (Урал) и способных указать место для прокладки государственной дороги из центра Русских земель в освоенную незадолго до этого Ермаком Сибирь. Ставший к тому времени официальным Вишеро-Лозьвинский водно-сухопутный путь, проходивший сначала по реке Вишере, затем через Уральские горы, а потом снова по рекам Лозьве, Тавде, Туре, Тоболу Иртышу и Оби, оказался мало пригодным для все возраставшего потока людей и грузов, а наличие надежных сухопутных путей было одним из необходимых условий для закрепления за Русью сибирских территорий.

Артемий Бабинов откликнулся на царский указ, заявив, что знает более короткий путь в Сибирь через Уральские горы.

Поиск пути в Сибирь

Как именно Бабинов разведал дорогу в Сибирь, неизвестно. По преданию, ему удалось тайно последовать по потаенной тропе за вогулами (манси), справлявшими свои языческие обряды возле Чаньвинской пещеры, через леса к верховью реки Туры.

Начало строительства

Бабинов доложил в Москву, что может провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит путь между Солью-Камской и Тобольском – стольным городом Сибири. В 1597 году он получил разрешение на строительство дороги, и приступил к его осуществлению.

Строительство

Строительство бабиновской дороги началось в 1595 году и велось на протяжении двух лет. По царскому указу, в подчинение Артемию Бабинову было предоставлено два целовальника и сорок крестьян, в обязанности которых входила расчистка, обустройство дороги и прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки.

В 1597 году дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры. Строительство дороги было завершено. Нулевым километром этой дороги стала Соборная колокольня в городе Соликамск, а сама дорога проходила «сухим путём» через реки Усолку, Сурмаг, Яйву, Косьву, посёлок Ростес, деревню Павдинскую, реки Мостовую и Туру (где годом позже началось строительство города Верхотурье). Протяженность дороги составила около 260 верст, что было примерно в восемь раз короче прежнего Вишеро-Лозьвинского пути. По имени ее первопроходца и строителя дорога была названа Бабиновской.

Значение открытия дороги

Открытие Бабиновской дороги получило широкое освещение в летописях, документах, исторической литературе, а также в народных преданиях. Благодаря ей русские землепроходцы за 40 лет прошли всю Сибирь и в 1639 году вышли к Охотскому морю, а в 1648 — на берег Тихого океана. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель. Бабиновская дорога служила России свыше 150 лет (до 1763 года), являясь единственным официально разрешенным путем сообщения между европейской частью государства и Сибирью, и только после открытия Великого Сибирского пути от Перми через Кунгур — Екатеринбург — Тюмень утратила свое первостепенное значение.

Деятельность после постройки дороги

После постройки дороги в Сибирь, Артемий Бабинов ещё свыше 25 лет занимался разведкой и строительством дорог — вдоль Туры до Тюмени, от Верхотурья на реку Тагил, далее — на Нину, а по этим рекам — вниз до впадения ее в Туру. Он устроил почтовую дорогу от Соликамска до Тюмени и организовал тюменский ям. При слиянии рек Нейва и Реж он нашёл богатые чернозёмы и заявил об этом властям (в 1621 году здесь была основана Невьянская слобода, а в 4 верстах в стороне от нее ныне уже не существующая деревня Бабинова, основанная одним из сыновей Артемия).

Дорожное строительство стало семейным делом Бабиновых и рода брата Артемия Бабинова – Бабихиных. В 1617 года грамотой царя Михаила Артемию Бабинову было присвоено почётное звание — "Сибирской дороги вож" («вож» - древнее русское слово, которым в России именовали тех, кто прокладывал новые пути), и он перешел на государственную службу. Основанная им Верх-Яйвинская слободка позднее стала погостом и волостным селом.

Последние годы жизни

Последнее упоминание об Артемии Бабинове относится к 1623 году: сохранилась грамота, в которой он пишет о передаче пахотной земли игумену Соликамского Вознесенского монастыря. Год смерти Артемия неизвестен. Есть сведения, что похоронен он между Верх-Яйвой и Коченгино. На его могиле стоял камень, однако кладбище было заброшено в 1914 году, и могила затерялась.

Деятельность потомков

Потомки А.С. Бабинова продолжали фамильное дело. Есть данные о Кузьме Бабинове, который в 1637 году усовершенствовал дорогу между сёлами Чикман и Мол чан. Скорее всего, он был внуком Артемия. Степан Бабинов в 1670 году "устроил" на свой счёт дорогу Верхозим — Верхотурье, за что и получил в награду 57000 десятин земли возле дороги. Эта дорога соединяла столицу Урала — Верхотурье — с Ирбитской ярмаркой, и "устройство" её было необходимо для увеличения пропускной способности и увеличения грузоперевозок из России в Сибирь. У потомков Степана государство земли отняло и передало их переселенцам, чтобы они "жили там, плодилися и правили тягло". Бабиновым же было предложено освоить пустующие земли на реке Пышме и ещё южнее — в Камышловском уезде, что они и сделали и в дальнейшем не пожалели об этом.

Литература:

Бабинов. Словаь уральских фамилий. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.okorneva.ru/?main=dictionary_of_Ural_family_names&id=100055&top=100050.

Бабинов Артемий Сафонович: Энциклопедия Перми. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804046083.

Бабинов Н.М. Бабиновы и бабиновские дороги // Третьи Татищевские чтения: тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург, 2000.

Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI – начале XVII веков. Иркутск, 1990. ISBN: 5-7430-0130-8.

Путь в Сибирь. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ikz.ru/siberianway/siberianway.html.

Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000. ISBN: 5-93472-019-8; ISBN: 5-7691-0795-2.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Бабинов Артемий Софронович Общая карта

Общая карта

Бабинов Артемий Софронович Местная карта

Местная карта

Бабинов Артемий Софронович Местная карта

Местная карта