Главная » Писаницы предыдущая писаница / следующая писаница

Сергинский писаный камень


ГАЛЕРЕЯ

Писаница на реке Серге. Река Серга, правый приток Уфы протекает по очень живописному району Свердловской области, имеющему статус национального парка «Оленьи ручьи». На его территории расположена одна из самых известных писаниц Урала. Фигура оленя, оставленная на отвесной скале древним художником, стала символом парка и определила его название.

Открытие наскальных изображений на реке Серге связано с именем свердловского краеведа Николая Николаевича Хрущева. Он нашел рисунки еще в 20-х годах, но не придал этому большого значении и лишь в 1959 году опубликовал описание писаниц и фотографии в журнале «Уральский следопыт». Скала, о которой сообщил Н. Хрущев, находится ниже городе Нижние Серги по направлению к Михайловскому заводу, в 6 километрах от станции Бажуково. В наши дни она имеет название - Скала Писанец.

Скальный выход с рисунками находится на левом берегу реки. Примерно в 2,5 километрах ниже Дыроватого Камня. Скала писанец имеет протяженность около 40 метров и высоту около 30 метров. Писаница нанесена в нижней по течению части камня на отвесной стене. К подножию скалы с рисунками в наши дни ведет металлическая лестница, но увидеть и сфотографировать сами рисунки возможно с лодки во время сплава или в зимнее время года когда река замерзает.

Основание скалы сильно подмыто Сергой, так что камень слегка нависает над водой. Здесь на высоте около 6 метров на гладких камнях и расположены изображения. Непосредственно под ними на скале прослеживаются остатки узкого уступа, возможно, именно с него были нарисованы фигуры. В наши дни подобраться до изображений можно только используя какие-либо конструкции или специальное скалолазное оборудование.

Памятник изучался в начале 1960 годов В.Н. Чернецовым, в конце 1960-х группой В.Т. Петрина, в 1990-х годах В.Н. Широковым.

На скале видны две группы изображений, они нанесены на двух плоскостях скалы, расположенных практически под прямым углом друг к другу.

Левое панно по В.Н. Широкову содержит одну фертообразную фигуру человека, справа от нее две фигуры копытных, выполненных в рентгеновском стиле, и две полусотовые формы. Чернецов видел в изображениях животных косуль, а полусотовые мотивы расшифровывал как еще одну или две фигуры копытных усеянных сколами.

Сантиметрах в 30 и выше фигуры первого животного находится изображение небосвода, а еще выше, на расстоянии 130 сантиметров - изображение солнца. Его лучи, судя по одному, сохранившемуся полностью, имели раздвоенные концы, подобно изображениям на Верхнем Балабане и Змиевом камне на Тагиле. Оба этих рисунка сегодня едва различимы.

Второе панно расположено правее в непосредственной близости от первой группы. Наиболее заметной в ней является антропоморфная фигура идентичная первой, левее нее прослеживаются ряды пятен и несколько пересекающихся отрезков. Ниже и немного правее рисунка человека едва различимо округлое пятно краски.

В начале 1960-х годов В.Н. Чернецов отмечал небольшой, но отчетливый солярный знак, изображенный в левее второй группы рисунков. До наших дней эта фигура не сохранилась. Видимость большинства изображений достаточно хорошая, особенно стоит выделить яркость фигур копытных первой группы. Сравнивая их с другими фигурами писаницы, можно сделать вывод об их повторной подводке древними художниками. Общую сохранность писаницы все же нельзя назвать хорошей. Она пострадала не только от времени и атмосферных воздействий, а также от деятельности местных охотников, избравших ее мишенью для стрельбы.

Сергинская писаница ни по композиции, ни по содержанию не отличается от зауральских. Антропоморфные фигуры в стилистическом отношении близки некоторым тагильским, ирбитским, северским и режевским. Некоторое своеобразие можно отметить лишь в манере изображения животных, в частности для фигуры второго животного, которой на задних ногах подчеркнуто выступание пяточных костей. Эта особенность не встречается на других уральских изображениях. Как отмечает В.Н. Широков, датировка Сергинской писаницы затруднена, возможно, она относится к эпохе неолита или бронзовому веку. Об этом могут говорить аналогии с фертообразными человеческими фигурами на других памятниках Урала. В то время как акцент на пяточные кости задних ног копытных животных присущ гравировкам на металлических предметах железного века.

Литература:

Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала, 1971 г.

Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004г.

Дубровский Д.К., Грачев В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве (выпуск книги планируется на вторую половину 2010 года)

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Сергинский писаный камень Общая карта

Общая карта

Сергинский писаный камень Местная карта

Местная карта