Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Александровский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1808   Специализация:Ж,Ч
Год закрытия:   Владелец:Всеволжский, казна

Александровский (Лытвенский) чугуноплавильный и железоделательный завод, один из старейших металлургических заводов Западного Приуралья, ведущий завод Луньевского горного округа, действовавший с начала XIX века до 1912 года. Основан Всеволодом Андреевичем Всеволжским на реке Лытве, преитоке реки Вильвы в 110 верстах от юго-востока от Соликамска. Заложен на основании указа Берг-коллегии в августе 1802 года, пущен 4 июля 1808 года.

Оборудование состояло из 2 доменных печей и 8 кричных молотов. В 1830-х годах установлены 2 вагранки. В 1810 году выплавил 159 тысяч пудов чугуна и выковал 29 тысяч пудов железа. В 1823 году – соответственно 225 и 46 тысяч пудов, в 1830 году – 225 и 44 тысячи пудов. В 1845 году внедрено пудлингование, в 50-х годах проводились одни из первых на Урале опыты по применению кизеловского каменного угля в металлургическом производстве. Употреблялся каменный уголь из месторождения, находившегося в 8 верстах от завода, в близи реки Луньи. В 1855 году в дополнение к водяным двигателям установлена паровая машина. При доменном производстве в 1858 году установлены рудообжигательные и известеобжигательные печи, отапливаемые доменным газом. Руда с содержанием железа от 38 до 45% доставлялась в основном из Кизеловского рудника, расположенного в 15 верстах от завода. Чугун переделывался в железо частью на самом заводе, частью отправлялся на Никитский (Майкорский) завод за 100 верст. Готовая продукция по рекам Вильве, Яйве и Каме отправлялась для продажи а Пермь и Нижний Новгород. В 1860 году оборудование состояло из 2 домен, 10 пудлинговых и 6 сварочных печей, 2 кричных горнов, 1 кричного и 2 пудлинговых молотов, 2 прокатных станов, 9 водных колес, одной турбины, 3 паровых машин и 1 парового молота, завод выплавил 253 тысячи пудов. Чугуна и изготовил 119 тысяч пудов железа.

После отмены в 1861 году крепостного права завод перживал период глубокого упадка, его производительность резко снизилась. Выплавка чугуна опустилась в 1865 году до 51 тысячи пудов, в 1866 году до 43 тысяч пудов, уровень дореформного 1860 года был достигнут только в 1886 году. Еще большим было сокращение в железоделательном производстве. Если за 1859-1863 годы было выделано железа около 500 тысяч пудов, то есть в среднем в год его выделывалось по 100 тысяч пудов, то за период 1868-1876 годов было изготовлено всего 45 тысяч пудов, то есть в среднем по 5 тысяч пудов. В 1863-1865 годах завод находился в аренде у «Товарищества горных заводов Всеволжских», созданного французским банкирским домом «Ж. Пик и К», хищнически разорившего заводское хозяйство. В 1873 году арендован Уральским горнозаводским товариществом «Князь К.Э. Белосельский-Белозерский, П.П. Демидов и К» в 1882 году куплен «П.П. Демидовым, князем Сан-Донато» в составе Луньевского горного округа.

Проведение в 1878 году Горнозаводской железной дороги с ветвью на Луньевку открыло перед заводом новые перспективы. Руду высокого стали получать из Высокогорского и Лебяжинского рудников Нижнетагильского округа по железной дороге, выход чугуна увеличился с 51 до 64%.

В конце XIX века завод подвергся значительной реконструкции, был специализирован на выплавке чугуна, железное производство ликвидировано. В 1888 году домна переведена на горячее дутье, улучшен обжиг руд. В 1891 году построена новая эллиптическая домна с газоуловителем, рудообжигательными печами Мозера и воздухонагревателем, установлены новые паровые машины. В 1895 году оборудование завода составляли: 2 доменные печи с горячим дутьем, газоулавливающими аппаратами видоизмененной системы Лангена, 2 воздуходувные машины, 3 воздухонагревательных аппарата, 2 рудообжигающих печи Мозера, рудодробилка Блека, 3 вододействующих колеса, общей мощностью в 63 лошадиных силы, 1 турбина в 20 лошадиных сил, 2 паровые машины в 60 лошадиных сил (позже заменены одной в 100 лошадиных сил). Производительность завода значительно возросла. Было выплавлено чугуна в 1890 году - 315 тысяч пудов, в 1897 году – 600 тысяч пудов, в 1898 году - 729 тысяч пудов.

В годы экономического кризиса 1900-1903 годов и последующей за ним длительной депрессии из-за высоких транспортных расходов производительность начинает сокращаться, а в 1912 году выплавка чугуна была временно прекращена.

В дальнейшем завод перепрофилирован в машиностроительное предприятие. На его базе созданы ремонтно-механические мастерские, занимавшиеся ремонтом несложного оборудования для Луньевских угольных копей Демидова.

Годы Чугун Железо Годы Чугун
1809 242 29 1880 78,7
1810 159 29 1885 238,9
1822 204 46,5 1890 315
1823 225 46 1895 511
1830 225 44 1897 660
1837 216 16,4 1898 729
1851 216 67,2 1900 648
1859 211 83 1903 243,7
1860 253 1119 1905 463
1861 264 134,5 1910 487
1862 228 101 1912 353
1863 201 61 1913 Не производился
1865 51 Сведений нет 1914 Не производился
1866 43 Сведений нет 1915 895
1867 66 Сведений нет 1916 843
1870 144 6,5 1917 710
1875 54,6 1,3 1918 96

Завод национализирован 27 января 1918 года. С 1920 года начал изготавливать оборудование: пневматические молотки, легкие врубовые машины, лебедки, клетки и так далее) для шахт Кизеловского угольного бассейна, а затем и для всех угольных бассейнов Урала. В годы первых пятилеток подвергнут коренной реконструкции, после чего стал одним из ведущих заводов страны по проиводству горношахтной техники. С 1960-х годов специализируется на изготовлении ленточных конвейеров, породопогрузочных машин и рудничных электровозов.

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Александровский завод Общая карта

Общая карта

Александровский завод Местная карта

Местная карта