Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Аша-Балашовский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1899   Специализация:Ч
Год закрытия:1918   Владелец:Балашевы

Аша-Балашовский (Балашевский) чугуноплавильный завод, металлургический, завод на Южном Урале, действовавший в конце XIX — начале XX века.

Построен владельцами Симского горного округа, братьями Николаем Петровичем и Иваном Петровичем Балашевыми (отсюда его название) на реке Аше, при впадении ее в реку Сим, приток реки Белой, у станции Вавилово (позднее — Аша-Балашевская, Аша) Самаро-Златоустовской железной дороги Возникновение завода связано с проведением Самаро-Златоустовской железной дороги, ее ветки от станции Бердяуш до станции Бакал и стремлением заводчиков использовать в более крупных масштабах принадлежавшие им участки богатейших залежей высококачественных бурых железняков Бакальского месторождения и обширные нетронутые леса в верховьях реки Аши. В выборе строительной площадки приняли участие известные строители — управляющий Симским горным округом А.И. Умов и инженер-металлург С.Ю. Вериго.

Подготовительные работы к постройке завода начались в 1896 году. В 1898 году заложены фундаменты и цоколи доменного и машинного корпусов, сложен фундамент и установлены 8 чугунных колонн для домны № 1, началось строительство плотины на реке Аше. В 1899 году продолжалась постройка корпуса 1-й доменной печи, сооружались два воздухонагревательных аппарата, колошниковый подъем и водокачка. В 1900 году окончены постройкой: доменный корпус на две доменные печи, доменная печь №1, три воздухонагревательных аппарата, воздуходувная машина в особом корпусе, колошниковый подъем; водокачка с прокладкой водопроводных труб от реки к заводу; плотина через рек Ашу длиной в 740 саженей (1578,8 метров); кузница; склад для чугуна, рудный и угольный сараи; жилые дома для служащих и рабочих. Была подвезена руда, и в ноябре 1900 года доменная печь №1 выдала первую плавку чугуна. Печь имела полезный объем 151 кубический метр, диаметр горна — 2,85 метра, высоту — 18,3 метров, ее суточная производительность составляла 5,5 тысяч пудов (90 тонн). В 1901 году установлен четвертый воздухонагревательный аппарат, введено электрическое освещение, окончена постройка ширококолейной железнодорожной ветки от завода до станции Аша-Балашевская и узкоколейной конно-железной дороги от завода к углевыжигательным печам. В 1903 году пущена канатно-воздушная дорога от доменного цеха к угольному сараю. В конце 1906 года задута домна №2 с технико-экономическими характеристиками, аналогичными доменной печи №1.

Обе доменные печи были шотландской системы, усовершенствованной конструкции, на чугунных колоннах, с наружными кожухами из котельного железа; колошник закрывался аппаратом Толендера; для нагревания воздуха до 450-500°С служили аппараты Массик-Крука; руда, уголь и флюсы подавались на колошник механическими подъемниками; все механизмы приводились в действие паровыми двигателями.

В отличие от большинства уральских заводов, построенных в XVIII—первой половине XIX ВЕКА, завод не имел традиционных заводского пруда и плотины, с самого начала действовал с помощью одних паровых двигателей. Плотина, сооруженная на реке Аше в 4-5 верстах выше завода, и созданный ею пруд служили для накапливания дров, сплавляемых по реке Аше, Сим, Курьяк, Миньяр, Ук. У плотины располагались углевыжигательные печи системы Шварца, соединенные с заводом узкоколейной веткой. Руда доставлялась по магистральной железной дороги с Бакальского рудника. Было выплавлено чугуна: в 1900 году — 128 тысяч пудов, в 1901 году — 462 тысячи пудов, в 1903 году — 782 тысячи пудов, в 1908 году — 1 миллион пудов, в 1911 году — 1,5 миллиона пудов, в 1913 году — 2,1 миллиона пудов. Лесные ресурсы позволяли довести выплавку чугуна до 4,5 миллионов пудов. В 1913-1914 годах была начата постройка третьей домны, но заложен был только фундамент.

В связи с резким падением цен на сортовое железо в годы экономического кризиса (1900-1903) и последующей промышленной депрессии, на заводе было введено мартеновское производство и стал быстро наращиваться выпуск мартеновской стали. Строительство мартеновского цеха началось в 1909 году, в 1910 году пущена первая мартеновская печь объемом 25 тонн, в 1911 году — вторая 35 тонн, в 1913 году — третья 45-50 тонн. Позднее объем всех трех печей был увеличен до 50 тонн. Мартеновские печи отапливались древесным генераторным газом. Чугун из доменного цеха в мартеновский подавался специальным подъемником в жидком виде и мостовым краном через завальное окно заливался в печи. Загрузка печей шихтой производилась завалочными машинами; разливка стали с изложницы велась двумя напольными 50-ти тонными разливочными ковшами; уборка слитков и изложниц из разливочной канавы выполнялась мостовыми кранами. Все краны и разливочные ковши были электрифицированы, электроэнергию получали от паротурбин. Мартеновские слитки доставлялись для последующей переработки на Миньярский завод. На заводе выпускался огнеупорный кирпич. Выплавка стали составляла: в 1910 году — 766 тысяч пудов, в 1911 году — 1,9 миллионов пудов, в 1913 году — 3 миллиона пудов.

При заводе было занято в 1906 году — 502 рабочих (94 горнозаводских и 408 вспомогательных), в 1911 году — 1824 рабочих (473 и 1351). Рабочие завода приняли активное участие в революции 1905-1907 года, была создана боевая дружина из рабочих, действовали организации социал-демократов, эсеров и анархистов, последними 10 декабря 1908 года убит управитель завода Кучкин.

В период Первой мировой войны завод выполнял оборонные заказы. Однако из-за трудностей в заготовке топлива руды и развернувшихся революционных событий он значительно снизил свою производительность: выплавлено чугуна в 1915 году — 1825 тысяч пудов, в 1916 году — 1669 тысяч пудов, в 1917 году — 1281 тысяча пудов, в 1918 году — 151 тысяча пудов.

Накануне революции 1917 года Ашинский завод был одним из самых молодых уральских заводов со сравнительно новым оборудованием.

После Октябрьской революции 1917 года завод стал называться Ашинским.

Производительность Аша-Балашовского завода в 1900-1918 годах, тысячи пудов

Годы Чугун Годы Чугун Сталь
1900 128 1910 1494 766
1901 462 1911 1529 1902
1902 505 1912 1852 2416
1903 781 1913 2130 2434
1904 759 1914 2137 2944
1905 702 1915 1852 2453
1906 608 1916 1669 2426
1907 736 1917 1281 2112
1908 1008 1918 151 1356
Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

Умов А. Балашевский завод Симского округа // Уральское горное обозрение. Екатеринбург, 1901. № 1.

Гаряев B.C. Заметки об эксплуатации металлугрических заводов Симского округа // Записки Пермского отдела Русского технического общества. Пермь, 1909. № 1,2.

Сэров Д.И. Аша-Балашевский завод Симского горного округа // Еженедельник Уральского областного Совета народного хозяйства. Свердловск, 1926. № 5-6.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Аша-Балашовский завод Общая карта

Общая карта

Аша-Балашовский завод Местная карта

Местная карта