Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Камский броневой завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1863   Специализация:Ж
Год закрытия:1879   Владелец:Казна

Камский броневой завод, первое в России специализированное предприятие по производству броневых плит для обшивки кораблей и береговых укреплений, действовавшее в Среднем Прикамье с 1863 года до 1879 года.

Основан на берегу реки Камы, в 20 верстах от Воткинского железоделательного и паровозо-судостроительного завода. Инициатива строительного завода исходила от Морского ведомства, адмиралов Е.В. Путятина и А.А. Попова, активное участие в его создании принимал горный начальник Камско-Воткинских заводов, известный горный деятель А.А. Иосса. Завод строился по проекту выдающегося русского металлурга-новатора Василия Степановича Пятова, изобретателя (1859 год) высокопроизводительного прокатного стана для приготовления 4-х дюймовых (10,16 сантиметров) броневых плит прокаткой с последующим химико-термическим упрочением (цементацией) их поверхности, тогда как во всем мире тогда применялась только ковка железных плит паровым молотом. Прокатный стан Пятова явился прообразом современных блюмингов и слябингов. Предполагалось, что прокатка брони на заводе будет вестись по способу Пятова. Руководил строительством завода горный инженер П.И. Меллер, знакомый с западноевропейским опытом производства броневых плит.

Строительство завода началось в 1862 году, строился он по последнему слову тогдашней техники. В монтаже и пуске оборудования принимали участие бельгийские специалисты. Главное здание прокатной фабрики было сооружено из металлических арок, по свидетельству современников, «гигантских» размеров. Как сообщал профессор И.А. Тиме, «это было первое вполне металлическое сооружение на Урале», а установленный в нем прокатный броневой («блиндажный») стан принадлежал «к числу самых больших существующих прокатных станов». Кроме броневого прокатного стана, в 1863-1864 годах были установлены 6 пудлинговых, 5 сварочных и 2 калильные печи, 3 паровые машины — мощностью в 200 лошадиных сил, 25 лошадиных сил и 12 лошадиных сил, 2 локомобиля мощностью по 10 лошадиных сил каждый, 6 паровых котлов, 2 паровых молота в 500 и 110 пудов, различные механические устройства, металлообрабатывающие станки. Для отливки разных чугунных припасов и вещей были поставлены 3 отражательные печи, причем одна из них была «огромных» размеров и позволяла изготовлять чугунные отливки весом до 3000 пудов.

В 1865 году пущены сортовой и рельсовый прокатные станы, две двойные газосварочные печи при рельсовом стане, установлен подъемный поворотный металлический кран при блиндажных печах и блиндажном стане, проложены внутризаводские рельсовые пути для перевозки по ним тяжелых слитков. Кроме того, были установлены строгательные станки для обрезки броневых плит, паровой локомобиль в 35 лошадиных сил, приводивший их в действие, круглая пила для обрезки горячих рельсов, ножницы для обрезки полос для рельсов. Позднее, в 1870-х годах прокатный стан и блиндажные печи были перестроены для прокатки не только 4-х дюймовых плит, но и 6-ти дюймовой (15,24 сантиметров) брони. Первую свою продукцию — 10,3 тысяч пудов пудлингового железа — завод выдал в 1863 году, официально он вступил в строй действующих предприятий 1 мая 1864 года, броневой стан пущен 1 сентября 1864 года и выдал до конца года броневых плит («4-х, 5-ти и 6-ти сварочных») 2289 пудов. В 1865 году завод изготовил 18 полностью обработанных («обрезанных») броневых плит весом в 4660 пудов, а в 1870 году довел производство плит до 20949 пудов. Прокатываемые на заводе броневые плиты по своему качеству удовлетворяли всем требованиям Морского министерствава и были прочнее плит английской фирмы «Кэмпбэлл». Испытание плит на прочность проводилось путем стрельбы по ним из артиллерийских орудий в присутствии приемщиков от кораблестроительного департамента Морского министерства. В связи с резким увеличением потребности Камско-Воткинских заводов в металле, к обеспечению их чугуном и железом, кроме Гороблагодатских заводов, были привлечены Вятские заводы — Песковский и Кирсинский, в 1865 году взятые в казну за неуплату долгов у Д.Е. Бенардаки.

Броневые плиты, изготовленные на заводе, поступали на обшивку боевых кораблей, канонерских лодок, береговых вращающихся орудийных башен, на амбразурные щиты для Кронштадтских крепостных укреплений. В камскую броню были «одеты» 4 крейсера («Адмирал Лазарев», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Спиридов», «Адмирал Грейг»), 2 канонерские лодки («Русалка» и «Чародейка»), плавучая батарея «Адмирал Попов».

Завод первым в России начал производство броневой стали в массовом масштабе, но изготовление броневых плит велось по старому способу. Броневые плиты сваривали из полос раскаленного железа, которые накладывали друг на друга и прокатывали сначала два слоя, затем на них накладывался 3-й, 4-й, 5-й и так далее, пока не получался «пакет» необходимой толщины. Отсюда различались броневые плиты 4-х, 5-ти, 6-ти сварочные и тому подобное. Недостатком этой технологии было то, что листы приходилось сваривать много раз, что удорожало себестоимость плит, плиты получались с дефектами — пузырями на поверхности листов. Место для завода было выбрано неудачно, он находился на низком берегу реки и ежегодно при весеннем разливе Камы его затопляло водой. Доставка тяжелых броневых плит к местам назначения, из-за отсутствия железнодорожного сообщения, могла производиться только путем сплава по реке, была трудной и громоздкой, требовала больших транспортных расходов, все это делало производство броневых плит на заводе нерентабельным.

После пуска Морским министерством своего броневого завода под Петербургом — Ижорского, потребность в плитах Камского завода сократилась. Завод пытался переключиться на прокат рельсов для Николаевской и Нижегородской железной дороги, но и это производство оказалось нерентабельным.

В 1879 году завод закрыт, его оборудование демонтировано и передано на Боткинский и Пермские пушечные заводы.

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

О Камском броневом заводе // Горный журнал. СПб., 1866. 4.2.

Горов П.Е. Камский бронепрокатный железный завод // Инженерный журнал. СПб., 1872. № 5.

Гаевский Э. Камская броня // Воткинск: Летопись событий и фактов. Устинов, 1985.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Камский броневой завод Общая карта

Общая карта

Камский броневой завод Местная карта

Местная карта