Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Катав-Ивановский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1757   Специализация:Ж,Ч
Год закрытия:1934   Владелец:Твердышев, Мясников, Козицкая, Белосельский-Белозерский

Катав-Ивановский чугуноплавильный и железоделательный завод, одно из старейших металлургических предприятий Южного Урала, действовавшее с середины XVIII века до середины 1930-х годов.

Основан компанией И.Б. Твердышева и И.С. Мясникова по указу Берг-коллегии от 5 июня 1755 года на реке Катав, в 40 верстах до впадения ее в реку Юрюзань, в 393 верстах к Северо-Востоку от Оренбурга, в 194 верстах к Востоку от Уфы. Это было их первое предприятие черной металлургии после десяти лет строительства на Южном Урале медеплавильных заводов. 5 декабря 1757 года пущена домна, в том же месяце начато молотовое производство. Первоначально планировалось построить одну домну, но затем решено, что ресурсов реки хватит на работу 2 доменных печей. Для передела чугуна в железо имелись 4 молотовых фабрики с 8 действующими и 4 запасными кричными молотами. В 1761 году построена фабрика по производству листового железа, оснащенная одним молотом с 2 горнами, появились резноплющильный стан и якорные горны. Поскольку для перековки выплавляемого чугуна водной энергии, которой располагало молотовое производство завода, было недостаточно, И.Б. Твердышев в 1759 году начал строительство вспомогательного железоделательного завода на реке Юрюзань.

В 1762 году построена пятая молотовая фабрика, в которой установлены 1 запасной и 2 действующих молота, в 1765 году налажено производство луженой посуды. Заводские доменные печи были одними из самых мощных не только на Урале, но и в России: средняя производительность завода в 1758-1772 годах составляла 159,5 тысяч пудов чугуна в год. Со временем на заводе стали перерабатывать в железо 20-30% выплавляемого чугуна, а остальной переделывался на Юрюзанском, Симском и Катав-Ивановском заводах. Готовая продукция отправлялась водным путем один раз в году — весной на коломенках, и продавалась в Саратове, Симбирске, Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Твери и Москве.

Завод пользовался богатейшими запасами железной руды Бакальского месторождения, которое еще в середине XVIII века оказалось в собственности И.Б. Твердышева и впоследствии снабжало сырьем металлургические заводы всего округа. Содержание железа в руде составляло от 55 до 58%. Действовали рудники: Верхнебуланский (в 45 верстах от завода), Ивановский-Охренный (в 43 верстах), Успенский (в 40 верстах) и Михайловский (в 32 верстах). Руды лежали гнездами в охристой земле и красной глине. На рудниках было занято до 150 рабочих. В качестве флюса употребляли белый известняк, добывавшийся за 3 версты от завода. Высокое содержание железа в бакальской руде заставляло заводовладельцев мириться с большими затратами на ее перевозку. Подавляющее большинство заводских рабочих (в 1759 году — 282 человека) являлось крепостными крестьянами, купленными заводовладельцами в центральных губерниях.

В 1770 году на заводе существовали фабрики: доменная с 2 домнами, 5 молотовых с 12 горнами и 15 молотами (12 действующими и 3 запасными), стальная с 1 горном. Кроме того, имелись: фабрика с 2 горнами для производства молотов и якорей, фабрика по производству луженой посуды, фабрика по производству кос с 2 горнами, а также горн для резки листового железа. Заводские здания первоначально были деревянными, но в конце 1760-х - начале 1770-х годов построены кирпичные фабричные помещения. В 1771 году на заводе появилась шестая молотовая, общее количество молотов достигло 19 штук. В этот период, по сообщению П.С. Палласа, заводская плотина имела длину в верхней части 133 сажени (283,3 метра), при основании — 120 саженей (255,6 метра), в ширину — 15 саженей и 23 сажени (около 32 и около 49 метров), в высоту — 14 аршин (около 10 метров). Плотина была укреплена поперек положенными-бревнами, а спуск выложен булыжником, снабжена 2 вешняками, каждый ширина по 5 саженей (10,7 метров), и ларем длиной 50 саженей (106,5 метров), шириной — 6 саженей (12,8 метра), высотой — в 3,5 аршина (2,5 метра). Завод находился в узкой долине, пруд был небольшого размера.

В ноябре 1773 года завод остановлен из-за начавшейся крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева и бездействовал два года, большая часть оборудования осталась неповрежденной. В большей степени пострадало местное население, так как завод длительное время находился на осадном положении. 21 ноября 1775 года производство на заводе возобновилось. После смерти основателей завода между наследниками возникли имущественные споры. В 1785 году завод стал собственностью младшей дочери И.С. Мясникова Екатерины Ивановны, бывшей замужем за статс-секретарем Екатерины II Г.В. Козицким. В 1797 году на заводе действовали 2 домны, 14 кричных горнов, 1 якорный и 15 кричных молотов. В распоряжении Катав-Ивановского и Усть-Катавского заводов имелось 1668 крепостных мастеровых и работных людей.

К началу XIX века плотина расширена, с внешней стороны выложена серым бутовым камнем, а с внутренней укреплена деревянными свинками. Плотина имела длину 150 саженей (319,5 метра), ширину — 5 саженей (10,7 метра), высоту — 14 аршин (около 10 метров), воды в полном скопе содержалось до 8 аршин (5,7 метра), в 1810 году было только 2 аршина (1,4 метра). Пруд разливался на 2 версты. В 1809 году, по описанию берг-инспектора П.Е. Томилова, на заводе имелась доменная фабрика с 2 домнами в одном каменном корпусе, первая с клинчатыми, вторая — с цилиндрическими деревянными мехами. Средняя суточная выплавка обеих домен составляла 1500-1800 пудов. В двух кричных каменных фабриках размещались: в первой — 10 горнов и 8 молотов, во второй — 8 горнов и 8 молотов, которые приводились в действие клинчатыми деревянными мехами. Имелись также кирпичный сарай, пильная и мукомольные мельницы. В 1810 году завод в качестве приданного перешел к Анне Григорьевне Козицкой, вышедшей замуж за князя A.M. Белосельского-Белозерского, в руках которых и их наследников находился до 1917 года завод пользовался лесами, купленными у башкир. Курени находились в 5-25 верстах от завода. В конце 1830 года за заводом числилось 166 тысяч десятин земли, из которых под лесом находилось 120 тысяч десятин.

В 1817 году на заводе, кроме доменного и кричного производств, действовали фабрики: якорная, меховая, слесарная, плющильно-резной стан с 2 колотушечными молотами для правки железа, кузница с горнами для починки заводского инструмента, кузница с 4 горнами для производства гвоздей. В 1840 году в кузнечном цехе изготовлялись также топоры, лопаты, скобы, кайлы, багры, подковы. В начале 1840-х годов чугун выплавлялся в 2 домнах, каждая из которых имела высоту от лещади до колошника 17 аршин (12,1 метра), ширина в распаре — 5 аршин (3,6 метра). Подачу воздуха в печи обеспечивала четырехцилиндровая воздуходувная машина, действовавшая от водяного колеса. В 1841-1842 годах домны перестроены, их высота увеличена до 21 аршина (14,9 метра). Новые печи имели суточную производительность до 700 пудов чугуна. В 1840 году заводу принадлежало 9 рудников, из которых разрабатывались 7. Содержание железа в руде колебалось от 62 до 65%.

Железоделательные производственные мощности состояли из 10 кричных горнов и 15 молотов, расположенных в 2 молотовых фабриках. При горнах находились 3 четырехцилиндровые воздуходувные машины. На 1 короб древесного угля выделывалось в среднем 8,8 пудов железа. В 1843 году на заводе введено пудлингование и установлены 4 пудлинговые и 2 сварочные печи, отапливаемые дровами, 2 молота для обжимки болванок и 2 прокатных стана. Кроме того, на заводе имелись 4 сталетомительные печи и 2 вагранки для чугунного литья. В 1859 году на заводе построена третья домна. К началу 1860-х годов действовали 12 кричных молотов, 10 пудлинговых печей, 5 из которых использовали газовое отопление. На заводе появились отражательная печь, 3 паровые машины общей мощностью в 112 лошадиных сил и паровой молот на 1,5 тонн. На основных и вспомогательных работах трудилось 2105 человек.

В начале 1860-х годов завод вступил в полосу экономического кризиса, который был усугублен сильным наводнением 26 июня 1862 года, разрушившим плотину, снесшим многие фабричные постройки и дома мастеровых. Производство упало на 60%, и последствия стихийного бедствия преодолевались в течение 3 лет. В этот период на Катав-Ивановском и Усть-Катавском заводах работало до 2300 человек.

В конце 1870-х годов на заводе произошли важные изменения в специализации: была построена бессемеровская фабрика (вторая на Урале и третья в России), в которой установлены 2 бессемеровских конвертера емкостью в 300 пудов, снабженные 2 воздуходувными машинами общей мощностью в 400 лошадиных сил. По инициативе горного инженера В.К. Мирецкого на заводе применялся метод прямого бессемерования, при котором чугун поступал в конвертер прямо из домен. Катавская сталь отличалась высоким качеством благодаря налаженному производству природнолегированного чугуна, для выплавки которого употреблялась руда не только с Бакальских рудников, но и хромистый железняк с соседних месторождений (более 100 верст от завода).

Переработка стального полуфабриката происходила в новом цехе, в котором имелись рельсопрокатный, рельсоотделочный, рельсообрезной, сварочно-прокатный станы, закупленные в Бельгии. Производство рельсов началось в мае 1879 года. В 1880-е годы бессемеровское производство завода было наиболее крупным по сравнению с остальными российскими предприятиями, применявшими бессемерование. В этот период рельсы стали основной готовой продукцией завода, одновременно на предприятии ликвидировано кричное производство, исчезли сталетомительные печи. Домны перестроены и переведены на горячее дутье с использованием 3 воздухонагревательных. В ноябре 1773 года завод остановлен из-за начавшейся крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева и бездействовал два года, большая часть оборудования осталась неповрежденной. В большей степени пострадало местное население, так как завод длительное время находился на осадном положении. 21 ноября 1775 года производство на заводе возобновилось. После смерти основателей завода между наследниками возникли имущественные споры. В 1785 году завод стал собственностью младшей дочери И.С. Мясникова Екатерины Ивановны, бывшей замужем за статс-секретарем Екатерины II Г.В. Козицким. В 1797 году на заводе действовали 2 домны, 14 кричных горнов, 1 якорный и 15 кричных молотов. В распоряжении Катав-Ивановского и Усть-Катавского заводов имелось 1668 крепостных, мастеровых и работных людей.

К началу XIX века плотина расширена, с внешней стороны выложена серым бутовым камнем, а с внутренней укреплена деревянными свинками. Плотина имела длину 150 саженей (319,5 метра), ширину — 5 саженей (10,7 метра), высоту — 14 аршин (около 10 метров), воды в полном скопе содержалось до 8 аршин (5,7 метра), в 1810 году было только 2 аршина (1,4 метра). Пруд разливался на 2 версты. В 1809 году, по описанию берг-инспектора П.Е. Томилова, на заводе имелась доменная фабрика с 2 домнами в одном каменном корпусе,приборов системы Купер-Витвель. Кроме того, построены рудообжигательные печи, действующие доменным газом, проложены переносные узкоколейные пути для перевозки материалов. Переоборудование завода стало возможным благодаря казенной ссуде (2,5 миллиона рублей на 10 лет под залог Катавских заводов), которую получил К.Э. Белосельский-Белозерский, взявший на себя обязательства по производству рельсов. В 1879 году произведено 500,9 тысяч пудов рельсов, в 1884 году - 649,5 тысяч пудов.

В 1883 году оборудование завода состояло из 3 домен горячего дутья, воздуходувной машины, 3 воздухонагревательных приборов, 6 пудлинговых и 10 сварочных печей, 2 паровых молотов на 3,5 тонны, 2 бессемеровских конвертеров с 2 воздуходувными машинами и 4 прокатными станами, вагранки, отражательной печи, рудообжигательной печи и кузнечных горнов. Энергетическое хозяйство состояло из 4 водяных колес общей мощностью в 560 лошадиных сил, турбины в 350 лошадиных сил, 7 паровых машин общей мощностью в 996 лошадиных сил. В 1886 году построена и пущена четвертая домна. 20 мая 1893 года пущена мартеновская печь, построенная горным инженером Н.Р. Тонковым. В 1897 году на 10 футов (3,1 метра) увеличена высота доменных печей. В конце 1890-х годов ликвидировано пудлинговое производство. В 1890 году произведено 674,1 тысяч пудов рельсов, в 1895 году — 1034,9 тысяч пудов.

В конце XIX века владельцы округа, ввиду убыточности металлургического производства, решили получать прибыль в новой для того времени цементной отрасли. Средства, необходимые для постройки цементного завода были найдены путем масштабной вырубки лесов на продажу. В связи с этим лесное хозяйство оказалось сильно расстроено, что вынудило использовать в заводском деле, помимо древесного угля, другие виды топлива. С 1890 года для кузнечных работ начали применять каменный уголь, с 1893 года при пудлинговании — нефтяные остатки, в начале XX века литье чугуна из вагранок велось на коксе и антраците, которые поставлялись из Южной России. До начала 1890-х годов продукция отправлялась водным путем, причем большая часть продукции продавалась на Нижегородской ярмарке. С проведением в 1893 году Самаро-Златоустовской железной дороги система отправки товара изменилась: к станции «Вязовая», которая находилась в 35 верстах от завода, был проведен подъездной путь, и готовая продукция стала отправляться в Европейскую Россию по железной дороге.

В конце XIX века на заводе имелось 4 домны высотой 46 футов (14 метров), с полезным объемом около 2500 кубических футов. Домны имели закрытые горны, воздух нагревался 3 аппаратами Каупера с температурой нагрева около 350°С. Каждая домна ежесуточно производила около 3,5 тысяч пудов чугуна, на 1 короб угля выплавлялось около 13 пудов чугуна. Чугун прямо из домен при помощи 2 элеваторов и 1 подъемника подавался в 2 бессемеровских конвертера объемом до 600 пудов. На заводе имелись также мартеновская печь (10-12 тонн), 3 стана с 3 прокатными валками, печи Сименса и 2 печи Бишеру. Рельсопрокатный стан приводился в движение паровой машиной в 500 лошадиных сил; мелкосортный и крупносортный действовали от паровой машины в 250 лошадиных сил и турбины Жирарда. В 1899 году завод взят в аренду на 60 лет бельгийским Южноуральским металлургическим обществом, которое несколько обновило производственные мощности: в 1900 году домна № 4 стала пятифурменной, перестроены мартеновская печь (садка доведена до 15 тонн) и печи Сименса.

На рубеже XIX-XX веков, в условиях экономического кризиса и растущей конкуренции металлургических предприятий Юга России, положение завода заметно ухудшилось. Заводовладельцы тратили основную часть прибыли на непроизводительные расходы, а не на развитие производства. Оборудование при всей масштабности изменений 1880-1890-х годов было недостаточно современным, особенно в области энергетического хозяйства. В начале XX века завод стал убыточным. Его существование поддерживалось во многом благодаря казенным субсидиям. В 1903 году заводовладелец разорвал отношения с арендатором. Из-за огромных долгов К.Э. Белосельского-Белозерского завод перешел в руки опекунского управления, однако положение предприятия продолжало ухудшаться: на заводе подолгу не выплачивалась зарплата рабочим. В июле 1907 года опекунское управление объявило о намерении закрыть завод. После выплаты задолженности рабочим завод 12 июля 1908 года остановлен.

К моменту закрытия на заводе имелись следующие производственные мощности: 4 домны, 2 сварочные печи, 2 воздуходувные машины, 3 воздунагревательных прибора, 2 прокатных стана, 2 бессемеровских конвертера, 1 мартеновская печь, 2 вагранки, 32 кузнечных и якорных горна. Завод мог производить ежегодно более 1 миллиона пудов бессемеровской болванки, до 8 тысяч пудов фасонного железа, до 940 тысяч пудов рельсов, более 14 тысяч пудов мелкосортного и до 6 тысяч пудов крупносортного железа в год, а также до 4,3 тысяч пудов чугуна в сутки. В период консервации на заводе ликвидированы бессемеровское и прокатное производства, сломаны 2 домны. В этот же период велось строительство цементного цеха, для постройки оборудования которого в 1912 году возобновлены работы в литейном, кузнечно-котельном и механическом цехах. 9 января 1914 года пущены домны, в ноябре 1915 года возобновилась деятельность мартеновского цеха. За время простоя серьезной реконструкции не производилось, за исключением частичной электрификации предприятия.

В 1915-1916 годах действовали 2 домны, которые имели следующие параметры: первая — диаметр распара 4,7 метра, высота 18,2 метра, объем в 217,6 кубических метров, вторая — диаметр распара 3,5 метра, высота 16,5 метра, объем в 100 кубических метров. Домны давали в сутки до 7,7 тысяч пудов чугуна. На заводе имелись 3 воздуходувных машины, 3 паровых машины общей мощностью в 824 лошадиные силы. В кузнечном цехе находились паровой молот и 16 горнов, в литейном цехе — 2 вагранки общей производительностью в 80 пудов в час. Кроме того, работали механический, столярно-модельный, котловой и лесопильный цеха. В 1915 году произведено 182,1 тысяч пудов мартеновской болванки, в 1916 году — 553 тысячи пудов, в 1917 году — 560 тысяч пудов. В декабре 1917 года опекунское управление над имуществом К.Э. Белосельского-Белозерского продало завод «Акционерному обществу Белорецких заводов».

В мае 1918 года предприятие национализировано. Незадолго до национализации производство остановлено из-за нехватки топлива, в ноябре 1918 года выплавка чугуна и выпуск мартеновского металла возобновлены. В мае 1919 года завод вновь остановлен.

Производительность Катав-Ивановского завода в 1757-1917 годах, тысячи пудов

Годы Чугун Железо Годы Чугун Железо Годы Чугун Железо
1757 10,6 Сведений нет 1820 208,0 - 1880 693,2 19,8
1760 110,2 64,2* 1823 246,6 95,9 1885 533,2 Сведений нет
1765 164,1 Сведений нет 1830 273,8 Сведений нет 1890 999,8 18,2
1770 199,6 73,8 1835 250,8 - 1895 977,2 Сведений нет
1773 132,5 Сведений нет 1840 316,6 - 1899 1007,7 -
1175 18,8 - 1845 357,9 - 1900 1080,2 -
1780 95,3 43,6 1850 284,3 - 1901 1033,9 -
1785 156,5 Сведений нет 1855 415,2 - 1903 903,5 -
1790 185,1 75,7 1860 453,3 - 1905 1156,1 -
1795 168,7 Сведений нет 1861 466,3 - 1908 811,9 -
1800 186,9 101,3 1860 294,5 - 1914 1080,4 -
1805 173,0 Сведений нет 1865 404,8 - 1915 1938,7 -
1810 200,6 - 1870 480,2 215,2 1916 2225,4 -
1815 170,7 - 1875 499,4 340,7 1917 1868,1 -

*Вместе с Симским заводом.

В октябре 1920 года пущена первая доменная печь, вторая введена в действие в конце октября 1922 года. Завод входил в состав Южно-Уральского горнозаводского треста. В 1923 году его оборудование состояло из 2 домен, мартеновской печи, 2 вагранок, 3 паровых машин, 1 паровой и 4 водяных турбин, 1 водяного колеса общей мощностью энергоустановок составляла 2365 лошадиных сил. Завод выпускал чугун, чугунное литье, кузнечно-котельные и механические изделия. В 1925 году возобновлено мартеновское производство. Средняя производительность домен к середине 1920-х годов составляла 850 тысяч пудов чугуна в год, в дальнейшем она возросла до 1,1 млн пудов, мартеновской болванки выпускалось ежегодно до 15 тонн. На заводе трудилось более 1 тысячи человек. 23 июля 1934 года, по окончании очередной кампании (19069 тонн чугуна в 1933/1934 производственном году), последняя доменная печь остановлена, дальнейшее производство чугуна и мартеновской болванки прекратилось. Завод получил литейно-механический профиль, вошел в систему Магнитогорского металлургического комбината и сосредоточился на выпуске оборудования для цементной промышленности.

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001; ISBN: 5-93472-057-0

Материалы по истории Башкирской АССР. Т.4. 4.1. М., 1956

Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Из истории южно-уральских горных заводов XVIII-XIX веков. Историко-краеведческие очерки. Уфа. 4.1. 1985.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Катав-Ивановский завод Общая карта

Общая карта

Катав-Ивановский завод Местная карта

Местная карта