Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Лапыштинский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1896   Специализация:Ч
Год закрытия:1917   Владелец:фон Дервиз, Инзерское горнопромышленное общество

Лапыштинский чугуноплавильный завод, небольшой металлургический завод, действовавший на Южном Урале на рубеже XIX-XX веков.

Основан в 1896 году на реке Нижняя Лапышта, правом притоке реки Большой Инзер, в 36 верстах к юго-востоку от Инзерского и 50 верстах к западу от Белорецкого заводов владельцем Инзерского округа С.П. фон Дервизом, купившим у купцов Шамова и Селезнева около 71 тысячи десятин земли (в собственности С.П. Дервиза к тому времени находилось 58 тысяч десятин). Ресурсы Инзерской заводской дачи (в официальной документации — «Инзеровское заводское место») позволяли рассчитывать на ежегодное производство до 1,2 миллионов пудов чугуна. Две домны Инзерского завода давали около 800 тысяч пудов. С.П. Дервиз принял решение о строительстве третьей домны. Место для завода, для того чтобы сократить расходы на доставку сырья и топлива, было выбрано поблизости от железных рудников в лесной юго-восточной части округа.

Подготовительные работы начались летом 1896 года. В марте 1897 года, на основании заявки и представленной технической документации, Уральским горным правлением было выдано удостоверение о разрешении строительства. Пуск завода, запланированный на 1 декабря 1897 года, затянулся, домна начала действовать весной 1898 года. На заводе проплавляли бурый железняк с Лапыштинского рудника (находился всего в 410 саженей от домны), а также Куш-Елгинского, Спорного, Меняузского, Кургузинского, Багрыштинского, Юшинского и Метезинского рудников, расположенных в 4-12 верстах от завода. Завод был расположен в малонаселенном районе, в 1897 году в заводском поселке насчитывалось около 400 жителей, в основном пришлых.

Производительность Лапыштинского завода в 1897-1916 годах, тысячи пудов

Годы Чугун Годы Чугун
1897 51,6 1907 567,3
1898 420,8 1908 569,7
1899 480,6 1909 419,2
1900 529,9 1910 552,6
1901 832,2 1911 574,9
1902 642,9 1912 637,8
1903 491,1 1913 818,0
1904 620,1 1914 684,8
1905 437,6 1915 632,5
1906 473,9 1916 518,3

Доставленное на завод сырье проходило первичную обработку в рудообжигательных печах Мозера и складировалось в рудных сараях. От угольных и рудных складов были проложены рельсовые пути к доменной печи. Домна шотландской системы в железном корпусе имела вые. 61 фут, шириной в распаре — 12 футов, в верхней части колошника — 10 футов, действовала на горячем дутье, была снабжена колошниковым горизонтальным мостом, прибором Толандера и двумя газоотводными трубами. Кожухи горна, шахты и колошника были изготовлены на Катав-Ивановском заводе. При домне действовала одноцилиндровая воздуходувная машина в 30 лошадиных сил, поршень совершал 20 оборотов в минуту. Воздухонагревательный аппарат системы Веддинга нагревал 3800 футов воздуха в минуту до 300°С. Готовую продукцию (передельный чугун) зимой грузили на сани, весной на барки и плоты, которые сплавляли по реке Инзер до Акташевской пристани, расположенной в 140 верстах от завода на реке Белой, а оттуда водным путем отправлялись в Европейскую Россию.

Плановые показатели производительности домны составляли 1000 пудов чугуна в сутки или 500 тысяч пудов в год, реальные в 1898 году составили 365 и 421 тысячу пудов соответственно. С.П. Дервиз принял решение строить на заводе вторую домну, она была пущена в 1900 году. Мощность воздуходувной машины была увеличена до 60 лошадиных сил, появился второй воздухонагревательный аппарат. В 1901 году объем производства чугуна в штыках достиг 832 тысячи пудов. Кроме чугуна, на 2 кузнечных горнах производилось около 500 пудов в год металлических изделий. В 1898 году для эксплуатации Инзерских заводов было учреждено акционерное «Инзерское горнопромышленное общество», основной пакет акций которого на всем протяжении его существования принадлежал С.П. Дервизу.

Экономический кризис начала XX века не позволил развить доменное производство, с 1902 года производительность завода начала сокращаться, в 1902 году было выплавлено 643 тысячи пудов, в 1903 году — 491 тысяча пудов. Крупных капиталовложений, направленных на развитие производства, в 1901-1910 годах не предпринималось, но, в целом, финансовое положение предприятий Инзерского округа оставалось стабильным, показатели объемов производства были достаточно устойчивыми. С 1910 года выплавка чугуна на заводе не опускалась ниже отметки 500 тысяч пудов в год, в 1913 году она вновь превысила уровень 800 тысяч пудов. С 1913 года готовую продукцию стали отправлять гужевым транспортом на Белорецкий завод, а оттуда, по вновь построенной железнодорожной ветке Белорецк—Запрудовка, до Самаро-Златоустовской железной дороги, что позволило сократить себестоимость чугуна. В 1913-1917 годах выплавка чугуна составляла в среднем 630 тысяч пудов в год. Во время Первой мировой войны чугун поставлялся на Белорецкие заводы для выполнения военных заказов. В 1917 году завод продолжал работать, хотя и с перебоями, вызванными топливным кризисом, объем производства составил 496,6 тысяч пудов чугуна. Накануне 1917 года для нужд завода ежегодно заготовлялось до 2 миллионов пудов руды, население заводского поселка выросло до 1,5 тысяч человек.

Во время гражданской войны завод остановлен, позже считался на положении «законсервированного», а затем, как бесперспективный, окончательно ликвидирован.

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Лапыштинский завод Общая карта

Общая карта

Лапыштинский завод Местная карта

Местная карта