Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Михайловский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1808   Специализация:Ж
Год закрытия:1941   Владелец:Губин, Товарищество Сергинско-Уфалейских горных заводов, казна

Михайловский железоделательный завод, металлургический завод, действовавший на Среднем Урале с начала XIX века до 1941 года, в конце XIX-начале XX веков — один из крупных листопрокатных заводов Урала.

Основан в 1808 году на реке Серге при впадении в нее слева реки Кубн, в 30 верстах к югу от Нижнесергинского завода, в 116 верстах к юго-востоку от Красноуфимска, в 130 верстах к юго-западу от Екатеринбурга купцом и заводчиком М.П. Губиным на его собственных землях горнозаводской дачи Сергинско-Уфалейского округа.

26 ноября 1804 года в Уральское горное правление заводчиком было подано прошение о разрешение строительства. Необходимость постройки мотивировалась частыми остановками кричных фабрик Сергинских заводов вследствие маловодья и недостаточности энергии воды. Указом Берг-коллегии от 10 апреля 1807 года строительство было санкционировано. Планировалось устроить прокатку разных сортов из полосового железа при помощи 1 резноплющильного и 2 листокатальных станов, выделку кричного железа из привозного чугуна на 4 расковочных молотах.

Возведение плотины с дамбой началось еще летом 1806 года. Параметры ее составляли: длина — 300 саженей (640 метров), ширина — 16 саженей (34,1 метра). Плотина была набжена 4 вешнячными и 1 рабочим прорезами, водопроводным ларем, сделанным из лиственничного леса. Уровень воды при максимальном скоплении воды составлял 7 аршин (5 метров), минимальном — 2 аршина (1,4 метра). Плотина образовала один из самых богатых по своим энергетическим ресурсам заводской пруд на Урале — длина водохранилища составила 6 верст, ширина — 375 саженей (800 метров). (В начале XX века мощность пруда оценивалась в 1200 лошадиных сил).

В августе 1808 года завод пущен, прокатаны первые пуды листового железа. Строили завод крепостные крестьяне Сергинских заводов и вольнонаемные из Гробовской и Киргиянской крепостей. Кричную болванку для листокатальной фабрики доставляли с Атигского, Верхне-Сергинского, Верхне-Уфалейского и Суховязского заводов; чугун для кричной фабрики привозили с Нижне-Сергинского, Верхне-Уфалейского и Нижне-Уфалейского заводов. Готовую продукцию отправляли вниз по реке Серге с пристани, построенной еще в XVIII веке. В 4 верстах от завода на Уфимской пристани собирался общий караван с металлом Сергинско-Уфалейских заводов, каждую весну отплывавший в Европейскую Россию. Железо сбывалось на Лаишевской и Нижегородской ярмарках, а также отправлялось в Сибирь или продавалось при заводе. За заводом числилось около 58 тысяч десятин земли (к началу XX века около 48 тысяч десятин, из них под лесом 37 тысяч десятин).

В предреформенный период завод развивался динамично. В 1830-е годы на нем действовало 8 кричных молотов. В середине 1840-х годов имелись 12 горнов старой системы и 12 молотов. При горнах действовала 1 шестицилиндровая воздуходувная машина (высота 2 аршина 12 вершков (1,95 метров), диаметр — 2 аршина 2 вершка (1,5 метра), поршни со скоростью 9-12 оборотов в минуту). 1 коробом угля выковывалось в среднем 5,3 пудов кричного железа. Железо шло в основном на косяки для прокатки в железо. В листокатальной фабрике были установлены 6 нагревательных печей, из них железо подавалось на 5 листокатальных и 1 резноплющильный станы; окончательная обработка происходила при помощи 4 гладильных молотов и 4 пробивных печей. К концу 1850-х годов появились еще 5 листокатальных станов, число гладильных и разгонных молотов увеличилось до 11. Был установлены паровой молот на 1,5 тонны, а при нем 4 сварочные и 2 калильные печи; 2 отражательные печи для переплавки чугунных тяжеловесных вещей. Из 17 нагревательных печей 10 служили для прокатки, 7 — для пробивки железа. В кричной фабрике, помимо косяков, начали выделывать брусчатое железо. К этому времени при заводе числилось 1882 крепостных, из них на производстве было занято 1293 человека. Действие заводских фабрик обеспечивали энергией 36 водяных колес общей мощностью 937 лошадиных сил. В 1855 году для поднятия уровня воды ниже пристани у подножия горы Власкиной была сооружена специальная гавань.

В 1860-1870-е годы оборудование завода в условиях кризисного состояния хозяйства округа, находившегося в казенном управлении, затем в дворянской опеке, изменилось мало. Помимо молотовой и листокатальной фабрики действовали механическая с 12 токарными и другими станками, кузница с 15 горнами для ремонта заводских инструментов. Чугун на выделку кричного железа стал поставляться с Уфалейских заводов, болванка на прокат, по-прежнему, — с Сергинских.

В 1881 году заводы Сергинско-Уфалеского округа были куплены одноименным паевым товариществом, учредителями которого стали торговые дома «Э.М. Мейер и Ко» и «И.Е. Гинцбург и Ко», анонимное общество «Русский и французский банк». В ходе технической реконструкции округа на заводе произошли важные изменения. Существенно обновилась работа листокатальной фабрики. Косяки сначала прокатывали в сутунку, затем в кровельные листы толщиной 0,1 дюйма. После их обрезки получали красные непробивные листы, из которых, в свою очередь, выделывалось глянцевое, матовое пробивное или красное правленое железо. В помещении фабрики были установлены 8 прокатных станов,4 калильных и 7 распарочных печей, 4 разгонных и 3 гладильных молота. Все прокатные станы действовали от водяной турбины системы Шиля. В кричной фабрике работали 5 кричных немецких горнов, 7 молотов. На 1 горн в сутки в среднем выковывалось до 50 пудов железа, 1 коробом древесного угля выделывали около 10 пудов болванки. При горнах находилась старая воздуходувная машина с 6 цилиндрами. На заводе также имелись литейная с 2 отражательными печами, механическая мастерская с 19 станками, лесопильная мельница с 2 рамами, кузница в новом каменном корпусе с 9 горнами и столярная. Среди энергетических установок завода преобладали наливные колеса — их было 34 с общей мощностью 792 лошадиных силы.

В 1883-1885 годах упразднено кричное производство. Теперь весь полупродукт был привозной. В 1884 году установлены 2 новые сварочные печи системы Сименса, в которых готовили пакеты из пудлинговых кусков для прокатки в корабельное железо. Установлены 2 паровые машины общей мощностью 163 лошадиных силы для привода прокатных станов. Постепенно переводились на газовое отопление калильные печи. В августе 1895 года листопрокатная фабрика была перестроена, в ней установили водяную турбину системы Френсис мощностью в 100-160 лошадиных сил. Количество водяных колес было заводе сокращено до 12.

В начале XX века завод специализирован на производство кровельного железа. В 1906 году основными заводскими агрегатами являлись два листокатальных стана производительностью до 800 тысяч пудов кровельного железа в год, действовавшие от привода 3 паровых машин и 8 турбин общей мощностью 1200 лошадиных сил. Сутунка (до 400 тысяч пудов в год) приготовлялась на 1 прокатном стане трио, действовавшем от турбины мощностью в 380 лошадиных сил. На специальной фабрике, построенной в декабре 1904 года производилось оцинкованное кровельное железо (до 50 тысяч пудов в год). На заводе продолжали отливать чугунные изделия из отражательной печи и выделывать некоторое количество железных изделий на кузнечных горнах. Основная часть продукции по-прежнему отправлялась водными путями до Уфы, так как до ближайшей станции железнодорожной ветки Пермь—Екатеринбург было около 75 верст.

В годы экономического кризиса начала XX века и последовавшей депрессии Товарищество Сергинско-Уфалейских заводов находилось в состоянии тяжелого финансового кризиса, процесс реконструкции не только Михайловского, но и основных заводов округа был приостановлен. К 1910 году остановлен сутуночный стан (сутунку стали привозить с Нижнесергинского завода), ликвидирована цинковальная фабрика, планировалась полная остановка завода. В годы Первой мировой войны деятельность завода несколько активизировалась, поскольку он получил крупный заказ на прокат шлемовой стали для армии.

Производительность Михайловского завода в 1822-1918 годах, тысячи пудов

Годы Железо Годы Железо Годы Железо
1822 13,8 1862 169,2 1907 406,9
1823 12,2 1865 59,8 1909 475,2
1833 28,6 1870 134,2 1910 290,4
1835 35,7 1885 342,5 1911 249,0
1837 31,2 1890 368,0 1912 293,3
1840 42,1 1895 321,7 1913 339,2
1845 72,4 1899 415,1 1914 305,9
1850 32,9 1900 518,8 1915 113,9
1855 113,9 1901 460,2 1916 192,0
1860 58,2 1903 480,9 1917 Сведений нет
1861 66,8 1905 461,1 1918 Сведений нет

29 декабря 1917 года декретом СНК завод национализирован. По данным специального обследования, в 1918 году он находился «в расстроенном состоянии», производство значительно сократилось. К этому времени оборудование завода составляли: 3 прокатных стана дуо, из которых действовали 2, за смену производилось 600 и более листов железа весом до 150 пудов. Первый стан приводился в движение горизонтальной паровой машиной Ятеса мощностью 100-150 лошадиных сил, второй — водяной турбиной «Геркулес» в 180 лошадиных сил. Пробивка листов осуществлялась на 4 хвостовых молотах, действовавших от турбины «Успех» (110 лошадиных сил), обрезка — на 4 парах ножниц с турбиной в 6 лошадиных сил и 1 среднебойным колесом. В листопрокатном цехе также находились 3 нагревательные двухэтажные печи и недействующий сутуночный стан, при нем старая печь Сименса. В механической мастерской работали 8 токарных, строгательных, сверлильных и других станков, действующие от водяного колеса в 25 лошадиных сил. Планировала построить на заводе доменную печь и мартеновскую фабрику, чтобы обеспечить собственным полупродуктом развитое прокатное производство. В годы гражданской войны оборудование завода значительно пострадало, и эти планы были забыты.

С 1921 по 1925 годы завод был на консервации. В 1925 году производство железа было возобновлено. В 1927 году в прокатном цехе установили локомобиль мощностью 300 лошадиных сил, через год еще один — в 100 лошадиных сил. Топливом, как и прежде, были дрова. Основной энергетической силой оставалась вода, которая приводила в действие 6 гидротурбин, от которых работало семь прокатных станов. Завод продолжал выпускать кровельное и парсовое железо (для изготовления бочек). Работали листопрокатный, чугунолитейный, ремонтно-механический цеха. Технология практически не менялась: пачки-пакеты «красного» кровельного железа по-прежнему пробивались под молотами. Завод выпускал 21 тысячу тонн кровельного железа в год. В 1932 году организован цех «ширпотреба» по изготовлению сшивной посуды. К 1941 году завод имел в своем составе: прокатный, листобойный, чугунолитейный, транспортный, ремонтно-строительный, сортировочный цехи и лесопильню. Кроме листового железа выпускались чугунное литье, изложницы и детали машин. Все оборудование работало на водяных турбинах «Геркулес». В прокатном цехе было девять прокатных станов 1910 года выпуска.

В начале Великой Отечественной войны завод перепрофилирован и перешел на выпуск изделий из алюминия, цинка и других цветных металлов. См.: Михайловский завод по обработке цветных металлов (ОАО «Михалюм»).

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

Котляревский И. Описание некоторых частных горнозаводских имений, назначаемых к продаже за казенные долги // Горный журнал, 1871. №12.

150 лет: К юбилею Михайловского завода. Н.-Серьги, 1958.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Михайловский завод Общая карта

Общая карта

Михайловский завод Местная карта

Местная карта