Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Надеждинский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1896   Специализация:Ж,Ч
Год закрытия:   Владелец:Половцевы, казна

Надеждинский чугуноплавильный, сталеплавильный, железоделательный и рельсопрокатный завод, крупное металлургическое предприятие на Северном Урале, построенное на рубеже XIX-XX веков. В начале XX века — самый большой и мощный металлургический завод Урала.

Основан на реке Какве, притоке реки Сосьвы, в 90 верстах к северу от города Верхотурье, на восточном склоне Уральского хребта, государственным секретарем Александром Александровичем Половцевым и его женой Надеждой Михайловной, наследницей банкира-миллионера А.Л. Штиглица, купившими в 1884 году Богословский горный округ. Завод планировался как сталерельсовый, призванный поставлять рельсы на строящуюся в то время Транссибирскую магистраль — Великую Сибирскую железную дорогу. Для строительства завода Половцев получил государственную ссуду в 2,5 миллиона рублей. Завод строился в труднодоступной тайге, среди болот. Проектировал его и руководил строительством талантливый инженер А.А. Ауэрбах.

Строительство велось быстрыми темпами. Площадка для строительства завода найдена в сентябре 1893 года, сразу же была сооружена железнодорожная ветка длиной в 4 версты от места строительства до линии Богословско-Сосьвинской железной дороги. 14 мая 1894 года состоялась торжественная закладка завода, 19 января 1896 года выдана первая плавка стали, 3 марта началась прокатка рельсов, 16 августа пущена первая домна, 15 сентября того же года приемщику в Тюмени сдана первая партия в 500 тысяч пудов рельсов. Вновь построенный завод был назван Надеждинским в честь владелицы округа Надежды Михайловны Половцевой.

Завод был оснащен современной по тому времени техникой и по своему оборудованию, изготовленному фирмами Германии, Франции, Бельгии, не уступал заводам Юга России и Западной Европы. Вступив в строй в 1896 году, он имел 4 доменных и 5 мартеновских печей, 2 прокатных стана. Домны завода были самыми большими на Урале, имели колошниковые подъемы, их завалка производилась из вагонеток, подаваемых по рельсовому пути и опрокидывающихся механически. При домнах были установлены две мощные воздуходувные машины, вдувавшие в минуту по 10 тысяч кубических футов воздуха, 4 аппарата Каупера. В прокатном цехе был установлен мощный обжимной стан, приводимый в действие риверсивной машиной в 1800 лошадиных сил, и чистовой стан трио-750 миллиметров, приводимый в движение паровой машиной в 900 лошадиных сил, выкатывавший сразу три рельса. Кроме основных цехов, были сооружены фабрика динасового и шамотного кирпича, кузница, газоэлектрический цех. В отличие от традиционных уральских заводов, новый завод не имел водяных двигателей, все машины и механизмы на нем приводились в движение паровыми машинами, для освещения завода была построена электростанция.

Завод имел законченный металлургический цикл, включавший выплавку чугуна, производство стали и проката, выпуск готовых изделий — рельсов. Уже в 1898 году завод выплавил 2,3 миллионов пудов чугуна, 2,5 миллионов пудов мартеновской стали, произвел 2,1 миллиона пудов рельсов, в 1900 году — соответственно 2,6 миллионов пудов и 2,8 миллионов пудов. В распоряжении завода находилась заводская дача площадью в 385133 десятин, из которых 280067 десятин были заняты лесом, что позволяло ему в достатке обеспечивать себя древесным топливом. Главной сырьевой базой являлся Ауэрбаховский рудник, названный так в честь А.А. Ауэрбаха, руководившего постройкой завода, расположенный в 21 версте к северо-западу от предприятия. На руднике добывались красный и бурый железняки первоклассного качества — содержали от 50 до 60% железа, имели полезную примесь — марганец, почти совсем не имели вредных примесей. Разрабатывался также Воронцовский рудник, находившийся в 38 верстах к северо-западу от завода, с гнездообразной залежью магнитного железняка, содержавшего 58% железа.

Заводоуправлением была построена Богословско-Сосьвинская узкоколейная железная дорога, первая на Урале, которая соединила завод с лесными дачами и рудниками. Ширококолейным путем завод был соединен с общероссийской железнодорожной сетью. Кроме того, системой рек Сосьвы, Тавды, Тобола, Иртыша и Оби он был соединен с Западной Сибирью, мог отправлять прокатанные на заводе рельсы водным путем с Филькинской пристани до Кривощеково (ныне — город Новосибирск).

В 1900 году на заводе было занято 2117 рабочих, из них на основных работах находились 817, на вспомогательных — 1300, из последних 294 занимались куренными работами — рубкой дров и выжигом древесного угля. В отличие от других уральских заводов, где рабочие кадры состояли из местного горнозаводского населения — мастеровых и сельских работников горных заводов, все рабочие на заводе были пришлыми. Возле завода возник рабочий поселок в котором уже в 1903 году насчитывалось около 10 тысяч населения. Вспомогательные работы по преимуществу выполняли пришедшие на заработки на завод коми-зыряне и казанские татары. Значительная часть рабочих проживала в заводских рабочих казармах, всегда переполненных и находившихся в антисанитарном состоянии, некоторые рабочие обзавелись собственными домами. Для администрации и служащих на особом участке заводоуправлением были построены благоустроенные дома с террасами, двором, хозяйственными помещениями, обнесенные высоким забором (так называемая «Загородка», сохранившаяся в городе Серове до настоящего времени).

Строительство громадного по тем временам завода и покупка в 1894 году соседнего Сосьвинского завода с лесной дачей в 120000 десятин истощили капиталы Половцевых. Чтобы поправить свое финансовое положение, они создали в 1895 году Богословское акционерное общество, что позволило привлечь новые средства путем продажи акций. Но, несмотря на создание акционерного общества, правительственную поддержку, крупные казенные заказы, финансовое состояние заводовладельцев оставалось очень неустойчивым.

Экономический кризис 1900-1903 годов и последующая промышленная депрессия еще больше ухудшили экономическое и финансовое положение завода. Продукция завода — рельсы и балки, не находила себе сбыта, при заводе скопились большие нереализованные их запасы. Долги акционерного общества в 1900 году составили 4,2 миллиона рублей. Общество систематически задерживало выплату рабочим заработной платы, что привело к резкому обострению на заводе социальной напряженности, волнениям среди рабочих. Рабочие завода приняли активное участие в революции 1905-1907 годов, в мае 1905 года на заводе создан Совет рабочих депутатов — один из первых на Урале, из рабочих сформирована боевая дружина. После убийства боевиками-лбовцами в 1906 году директора завода К.Н. Прахова завод был временно остановлен, многие рабочие принудительно выселены в места постоянной прописки.

В начале экономического кризиса акционерное общество поддерживало производство на прежнем уровне и даже смогло увеличить его: в 1903 году выплавлено 3,3 миллиона пудов чугуна, 3,7 миллионов пудов стали, выдано 3,1 миллиона пудов рельсов, но затем оно стало менее устойчивым, переживало серьезные колебания, а в 1907 году испытало крупное снижение: стали было выплавлено 1,8 миллионов пудов, рельсов прокатано 0,7 миллиона пудов, однако и в эти годы продолжалось расширение завода, вводились новые производства, осуществлялось техническое перевооружение цехов.

В 1906 году построен сортопрокатный цех, в котором установлены два стана — 455 миллиметров и 350 миллиметров для прокатки сортового железа и сутунки. Введено листопрокатное производство: возведен большой листопрокатный цех с 11 клетями для прокатки из сутунки кровельного железа. Было расширено доменное производство. В 1909-1911 годах на заводе ежегодно вводилось в строй по одной доменной печи, их общее число доведено до 7. Был перестроен мартеновский цех, число мартеновских печей увеличено до 6. Мартеновские печи стали работать на жидком чугуне, что резко увеличило их производительность. В 1912 году в рельсопрокатном цехе вместо стана трио-750 миллиметров установлен новый стан дуо-850 миллиметров, приводимый в действие паровой машиной в 10 тысяч лошадиных сил — самым мощным существовавшим в то время в российской промышленности двигателем. Кроме основной продукции — рельсов, балок, швеллеров, завод стал выпускать сортовое и кровельное железо, огнеупорный кирпич, чугунное и стальное литье. Расширение сортамента выпускаемой продукции усилило позиции завода на рынке. В 1911 году на заводе было занято 3950 рабочих, в том числе на основных работах — 2717, на вспомогательных— 1233.

В годы нового промышленного подъема накануне Первой мировой войны завод достиг своей высшей производительности: наибольшую выплавку чугуна — 10,3 миллионов пудов он дал в 1913 году, наибольшую выплавку стали — 10,2 миллионов пудов и наибольшую прокатку рельсов — 5,2 миллионов пудов дал в 1914 году. В 1913 году завод выплавил 18,5% всего произведенного на Урале чугуна. На рудниках в 1914 году добыто 22,3 миллионов пудов железной руды (на Ауэрбаховском — 13,7 миллионов пудов, на Воронцовском — 4,6 миллионов пудов, Покровском — 3 миллиона пудов, Самском — 1 миллион пудов).

Продукцию завода составляли чугун, мартеновские слитки, сутунка, крупно-средне-мелкосортовое и кровельное железо, катанная проволока, рельсы, балки, швеллера, чугунное и стальное литье, артиллерийские снаряды, огнеупорный кирпич. Накануне войны, в 1914 году, из общего объема всей прокатной продукции в 7469810 пудов, рельсы составляли 5206904 пуда (69,7%), кровельное железо — 1907081 пуд (25,5%), сортовое железо — 314578 пудов (4,2%), балки — 41247 пудов (0,6%).

В период Первой мировой войны завод был полностью переведен на выпуск оборонной продукции. Производство рельсов было свернуто с 60 до 20% объема выпускаемой продукции, сортового железа — с 20 до 10%, резко уменьшен выпуск кровельного железа. В продукции завода первое место заняли снарядная сталь и артиллерийские снаряды (70%). В 1914-1916 годах завод получил заказы на изготовление 9 миллионов пудов снарядной стали, 2,25 миллиона пудов катанной проволоки, 252,8 тысяч штук 6-дюймовых и 48-линейных артиллерийских снарядов, 100 тысяч штук стаканов для снарядов, 234 тысячи штук медных поясков для снарядов и тому подобное.

Были оборудованы прессовые мастерские, рассчитанные на производство 60 тысяч стаканов для артиллерийских снарядов, и снарядный цех для изготовления 30 тысяч штук 6-дюймовых снарядов в месяц. Началось оборудование большого проволочно-прокатного цеха для производства колючей проволоки, оставшегося незаконченным. На производственных площадях завода было размещено оборудование эвакуированного из Риги большого машиностроительного завода братьев Клейн, производившего двигатели и оборудование для прокатных цехов. Велась постройка Каквинской силовой электростанции мощностью в 7,5 тысяч киловатт, которая должна была действовать наряду с существующей газоэлектрической станции Котлы и турбогенераторы для нее были заказаны в Англии.

Накануне революции 1917 года завод имел 7 доменных и 9 мартеновских печей, 22 прокатных стана: 4 сортовых, в том числе 1 рельсовый, и 18 кровельных, 2 вагранки и 1 отражательную печь. Общая мощность энергетического хозяйства составляла 34544 лошадиных силы. Ни один из уральских заводов не обладал тогда таким сильным энергетическим потенциалом. Доменные печи завода имели объем по 100 кубических метров, каждая обслуживалась тремя Кауперами, при них были поставлены мощные по тому времени воздуходувные устройства, применена газоочистка. Мартеновский цех был оборудован 30-тонными печами с шенвельдеровскими решетками, три печи были 50-тонными. Печи были оборудованы завалочными машинами. Литейный цех был полностью обеспечен мостовыми разливочными и сборочными кранами. Рельсопрокатный цех имел мощнейшую по тому времени паровую машину мощностью в 10 тысяч лошадиных сил. Сортопрокатный цех состоял из 1 среднесортного и 1 мелкосортного станов и кровельных клетей (8-12, затем до 18). Годовая производительность доменного цеха определялась в 4,6 миллионов пудов чугуна, мартеновского — в 4,1 миллиона пудов слитков, рельсопрокатного — в 3 миллиона пудов рельсов, сортопрокатного цеха — в 0,6 миллионов пудов проката.

Производительность Надеждинского завода в 1896-1919 годах, тысячи пудов

Годы Чугун Мартеновская сталь Рельсы
1896 312,4 - -
1897 1829,9 2065,6 1904,3
1898 2340,0 2507,2 2083,5
1899 2458,2 2921,9 2119,2
1900 2587,2 3170,0 2804,0
1901 3173,1 3590,5 2802,3
1902 3093,8 3478,0 2636,6
1903 3330,0 3674,4 3060,2
1904 2910,8 3493,9 2785,0
1905 3210,5 3770,3 2673,6
1906 3665,3 3215,3 2417,7
1907 2434,4 1818,6 707,3
1910 5459,3 7159,3 5389,2
1911 5982,7 9071,1 Сведений нет
1912 7669,0 8906,6 «
1913 10324,0 8892,8 4462,1
1914 9330,0 10168,5 5247,2
1915 8651,0 9496,3 Сведений нет
1916 7383,0 9891,3 «
1917 6955,1 8097,1 «
1918 2285,5 Сведений нет «
1919 743,5 « «

После Октябрьской революции завод вместе с другими предприятиями Богословского округа, одним из первых декретов Советского правительства 7 декабря 1917 года национализирован. Управлялся окружным Деловым советом, состоявшим из 9 человек: 6 рабочих, 2 служащих и 1 инженер. С развертыванием гражданской войны завод фактически был остановлен, прекратили работу доменные и мартеновские печи. Восстановление завода началось осенью 1919 года после освобождения от колчаковцев.

В советский период завод стал называться Надеждинским (Серовским) металлургическим заводом. См.: Серовский металлургический завод (Металлургический завод имени А.К. Серова).

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

Ауэрбах А.А. О постройке в Богословском округе Надеждинского завода // Известия общества горных инженеров. СПб., 1897. № 4.

Рябинин Б. Самый северный: Очерки по истории металлургического завода имени А.К. Серова. Свердловск, 1951.

Буранов Ю.А. Промышленность и рабочие Урала в 1890-1917 годах: По материалам Богословского горнозаводского округа Свердловск, 1967.

По материалам Богословского горнозаводского округа Свердловск, 1967; Дзюбинский Л.И. Серов. Свердловск, 1981.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Надеждинский завод Общая карта

Общая карта

Надеждинский завод Местная карта

Местная карта