Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Пермские пушечные заводы


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1871   Специализация:Ж
Год закрытия:1990   Владелец:

Пермские пушечные заводы (Пермский (Мотовилихинский) пушечный завод, завод №172 Наркомата вооружения), с 1950-х годов — машиностроительный завод имени В.И. Ленина, в XIX - начале XX веков — железоделательный, сталеплавильный, сталелитейный и орудийный завод, после 1917 года — специализированное предприятие по производству артиллерийского вооружения.

Основан казной в 1871 году путем слияния Пермского сталепушечного и Пермского чугунопушечного заводов. Объединенное предприятие получило официальное название «Пермские пушечные заводы», но в обыденной жизни завод стали называть просто Пермским пушечным, или — еще чаще, по месту нахождения в поселка Мотовилиха, — Мотовилихинским. Завод располагался на левом берегу реки Камы, в 4 верстах к Северу от города Перми, недалеко от закрытого в 1863 году, за истощением близлежащих рудников, казенного Мотовилихинского медеплавильного завода.

После Крымской войны, ярко выявившей технико-экономическую отсталость России, правительство вынуждено было начать перевооружение армии и флота более совершенными образцами артиллерийского вооружения. В первую очередь предусматривалась замена гладкоствольного оружия нарезным. В рамках этой программы Пермский пушечный завод должен был развернуть крупномасштабное производство стальных нарезных орудий для полевой артиллерии и чугунных орудий больших калибров для береговой артиллерии.

Завод был оснащен современной по тому времени техникой. Основное оборудование было закуплено в Англии, Бельгии и Германии, часть машин и механизмов изготовлены на предприятиях Урала: на Боткинском заводе, Екатеринбургской механической фабрике, заводе Гакса в Кунгуре и другие. В основных цехах завода — сталелитейной и чугунолитейной фабриках, находилось 260 трехтигельных горнов, 7 отражательных печей, 3 вагранки, 2 мостовых крана, три воздуходувных установки с паровыми машинами в 180 и 120 лошадиных сил, в тигельной, где готовилась тигельная масса — имелись 3 сушила, 2 пресса, паровая машина в 8 лошадиных сил. В молотовой фабрике располагались 4 паровых молота — в 2,5, 5 и 15 тонн, 10 калильных печей, поворотный кран, 10 паровых котлов для молотов.

Оборудование пудлинговой фабрики состояло из 5 пудлинговых и 1 сварочной печей, 1 парового молота системы Конди в 3,25 тонн, прокатного стана и паровой машины в 40 лошадиных сил. Пушечносверлильная фабрика была оснащена сверлильными и отделочными станками, приводившимися в действие 4 паровыми машинами мощностью по 30 лошадиных сил каждая, механическая мастерская — токарными станками. Имелась водокачка с паровой машиной в 12 лошадиных сил. Для заготовки топлива стали внедряться углевыжигательные печи. Сплав дров к заводу по реке Каме, Чусовой и Сылве стал производиться на судах-гусянах, которые строились на самим заводом. Завод не имел традиционных водяных двигателей, его энергетическое хозяйство полностью состояло только из одних паровых машин. К заводу были приписаны заводские дачи площадью в 113514 десятин, из которых находились под лесом 110859 десятин.

Под руководством выдающегося металлурга, горного инженера Н.В. Воронцова завод в короткий срок освоил совершенно новое и очень сложное производство высококачественной тигельной стали и стальных орудий из нее. Встретившиеся при переходе к серийному производству артиллерийских стальных орудий трудности — вследствие невозможности обеспечить правильную сортировку черновых материалов и равномерный нагрев металла сталь имела крупнозернистую сыпь, признак недостаточной вязкости металла, что приводило к образованию в отливках усадочных раковин и газовых пузырей и разрыву орудийных стволов при их испытании — были успешно преодолены. Завод организовал массовое производство артиллерийских орудий не только средних, но и крупных калибров — 8 и 9-дюймовых (203 и 228 миллиметров), а затем и 11-дюймовых (279 миллиметров).

Изготовление орудий крупных калибров потребовало перестройки заводских устройств. В 1875 году по проекту и под руководством Н.В. Воронцова для проковки слитков большого веса (до 3 тысяч пудов) на заводе был изготовлен паровой молот мощностью в 50 тонн, способный доводить силу удара при действии верхнего пара до 120 тонн. Вплоть до конца XIX века этот молот считался самым мощным в мире. Важной особенностью молота был его чугунный стул — шабот, который весил 38 тысяч пудов (630 тонн) и был не составной, как на заводе Круппа в Эссене (Германия), а цельный, что явилось большим новшеством в мировой технике того времени.

С 1872 года завод начал переходить от выплавки тигельной стали в горных к выплавке ее в регенеративых печах Сименса с использованием в качестве топлива каменного угля. В 1874-1875 годах в сталелитейной фабрике установлено 10 печей Сименса, что позволило резко увеличить выплавку стали и сократить расход заготовляемого с большими трудностями древесноугольного топлива. Под руководством Н.В. Воронцова, при активном участии горных инженеров А.Ф. Васильева и А.А. Иоссы, было введено мартеновское производство. В 1876 году пущена первая мартеновская печь, в 1877 году вступили в строй еще три мартеновские печи. Завод был одним из первых в России, организовавшим у себя мартеновское производство. В 1874-1876 годах построено здание механической фабрики, в котором установлены 400 металлорежущих станков. Все, даже самые сложные станки и устройства завод стал проектировать и готовить для себя сам. Все цехи завода были связаны внутризаводской узкоколейной железной дороги, первой в России, протяженность которой в 1875 году составила 9 верст.

Изготовление чугунных орудий продолжалось до 1879 года, когда от них окончательно отказались. После этого завод стал изготовлять только стальные; орудия средних и крупных калибров, Кроме приготовления орудий, завод почти с самого основания изготовлял артиллерийские снаряды, сначала чугунные, а с 1885 года и стальные разных калибров и типов, в том числе и бронебойные. Было введено судостроительное производство, в 1868 году спущены на воду первые изготовленные на заводе речные пароходы «Колва», «Моряк», «Воронцов», за ними последовали пароходы «Пушкарь», «Усолец» и другие.

К концу 1870-х годов завод представлял крупное, технически хорошо оснащенное предприятие с 3 тысячами рабочих. «Завод этот, — писал выдающийся русский металлург профессор Д.К. Чернов, посетивший его в 1880 году, — снабжен богато всем, что только нужно для сталепушечного дела в современном его состоянии».

В 1882 году оборудование завода состояло из 14 мартеновских и 144 тигельных печей, 9 пудлинговых, 25 сварочных и 7 калильных печей, 18 паровых молотов и 3 прокатных стана, 57 паровых машин общей мощностью в 1440 лошадиных сил, 6 локомобилей. В 1887 году производственные площади завода занимали 18 каменных зданий, 3 сооруженных из железных конструкций, 29 деревянных. Завод имел собственную речную флотилию, включавшую 1 буксирный пароход, 2 баржи и 5 мелких судов. Протяженность заводской узкоколейной железной дороги к тому времени была доведена до 17 верст. В 1887 году на заводе произведено 160,3 тысяч пудов стали (мартеновской, тигельной и сырцовой цементной, уклада, пудлинговой), отлито 43,1 тысяч пудов стальных изделий и 84,4 тысяч пудов чугунных изделий, в том числе 2 11-дюймовые и 299 6-дюймовые пушки, 26667 штук артиллерийских снарядов.

В 1880-е годы завод в основном изготовлял стальные орудия и снаряды для сухопутной и морской артиллерии, а также принимал заказы от казенных учреждений и частных лиц на речные суда, различные машины и механизмы. В конце 1880-х годов, как с восторгом сообщала периодическая печать, на заводе была изготовлена «грандиозных размеров» мощностью в 800 лошадиных сил, паровая машина для крупчаточной мельницы Башкирова по проекту германского инженера Пролля, и спущен на воду изготовленный для судовладельца Ушакова, по проекту горного инженера Тенчинского, «грандиозный» пароход: его длина по ватерлинии составляла 245 футов (74,7 метра), ширина по меделю 35 футов (10,7 метра), водоизмещение — 560 тонн. Пароход имел 4 паровых котла и паровую машину мощностью в 2000 лошадиных сил, должен был буксировать 600 тысяч пудов (9,8 тысяч тонн) груза на 6 баржах против течения со скоростью не менее 5 верст в час.

Работавший на заводе управителем орудийных и механических фабрик, а с 1891 года — Горный начальник комитета Пермских пушечных заводов, горный инженер Н.Г. Славянов в 1888 году изобрел свой метод дуговой электросварки металлов, названный им «электрическим плавлением металлов» и «способом электрической отливки металлов». «Электрическая отливка металлов по способу Н.Г. Славянова» уже в 1889 году применена на заводе при строительстве судов: прежняя клепка железных листов корпуса изготовлявшихся пароходов заменена электросваркой, что было осуществлено впервые в мире. В 1890-1891 годах изобретение Н.Г. Славянова запатентовано в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Австро-Венгрии, на него были сделаны заявки в США, Швеции и Италии. В 1891 году Н.Г. Славяновым внедрен на заводе его способ «электрического уплотнения металлических отливок», при котором верхняя часть слитков сразу же после их выплавки, с целью улучшения структуры металла, прогревалась электрической дугой, что позволило резко сократить брак при отливке болванок орудийных стволов.

В начале 1890-х годов на заводе действовали фабрики: две сталелитейные (мартеновская и тигельная), чугуно- и медеплавильная, пудлингово-прокатная, кузнечно-молотовая, электрической отливки, орудийная, снарядная, токарная, слесарно-сборочная, котельная, а также ряд вспомогательных цехов и служб. Металлургическое оборудование завода в 1895 году составляли 4 мартеновские и 16 тигельных печей, 9 пудлинговых, 11 сварочных и 25 калильных (нагревательных) печей, 15 паровых молотов, 3 прокатных стана, 8 вагранок, 4 отражательные печи и 64 кузнечных горна. Энергетическое хозяйство представляли 26 паровых машин мощностью в 2200 лошадиных сил и 1 локомобиль в 15 лошадиных сил, их общей мощностью равнялась 2215 лошадиных сил.

В связи с усилившейся в конце XIX века в Европе военно-политической напряженностью и начавшейся среди великих держав гонкой вооружений, правительство приняло ряд мер по усилению военного потенциала страны. В 1896-1899 годах завод основательно перестроен. Возведены новый сталелитейный цех с 4 мартеновскими печами, построен новый большой прессовый цех с гидравлическими штамповочными установками для изготовления корпусов снарядов — прогрессивной технологией, применявшейся в то время только на нескольких крупных заводах Западной Европы, которая позволила повысить производительность снарядного производства в несколько раз. Были расширены помещения орудийных и снарядных цехов, установлены электрические мостовые краны, металлообрабатывающие станки переведены на электрический привод. В заводских цехах введено электрическое освещение. В 1890 году построена заводская электростанция, в 1895 году на ней установлена мощная динамомашина. Техническое оборудование завода в конце XIX века не уступало лучшим артиллерийским заводам Западной Европы.

В 1890-е годы выплавка стали на заводе увеличилась с 225,9 тысяч пудов в 1891 году до 751,2 тысяч в 1900 году, то есть возросла в 3,3 раза. Выплавка низкосортной сырцовой стали (цементной, уклада, пудлинговой) была прекращена в конце 80-х годов, удельный вес тигельной стали в общей ее выплавке на заводе с 28,9% в 1891 году снизился до 1,9% в 1900 году. Главное место в сталеплавильном производстве безраздельно заняла мартеновская сталь. К концу XIX века завод поставил армии и флоту 4475 артиллерийских орудий, ежегодно производил до 180-200 тысяч штук артиллерийских снарядов. Одновременно на заводе сооружались пароходы, прокатные станы, станки и другое оборудование. В 1891 году на заводе было занято 2877 человек, в 1895 году — 6739 человек, из них: на основных работах — 2589 человек, на вспомогательных — 4150 человек, в том числе 3105 куренных рабочих, в 1900 году — 9946 человек, из них: на основных работах — 3984 человека, на вспомогательных — 5962 человека, в том числе 5000 куренных рабочих.

Производительность Пермских пушечных заводов в 1878-1917 годах, тысячи пудов

Годы Железо пудлинговое и кричное (полуфабрикат) Сталь
Сырцовая (цементная, уклад, пудлинговая) Тигельная Мартеновская Всего
1878 13,2 31,0 24,8 37,0 92,8
1880 22,9 208,2 35,2 52,5 295,9
1885 31,3 37,9 21,9 22,7 82,5
1889 78,5 98,2 92,4 68,2 258,8
1890 85,7 - 55,0 94,8 149,8
1893 194,0 - 51,2 179,9 231,0
1895 150,4 - 31,3 301,7 333,0
1897 206,1 - 72,9 430,0 502,9
1898 166,8 - 57,2 552,3 579,5
1900 202,2 - 14,4 736,8 751,2
1903 194,8 - 83,6 1147,2 1230,8
1905 76,0 - 37,0 983,2 1020,2
1906 - - 64,4 1155,3 1219,7
1907 - - 18,1 771,5 789,5
1910 - - 10,9 923,2 934,1
1912 - - 3,4 1368,6 1372,0
1914 - - - 1483,7 1483,7
1915 - - - 1996,7 1996,7
1916 - - - 2198,7 2198,7
1917 - - 2108,9 2108,9

В 1900 году на заводе действовали 7 пудлинговых, 9 сварочных и 52 калильные печи, 21 паровой молот, 4 прокатных стана, 3 мартеновских и 6 тигельных печей, 10 вагранок, 4 отражательные печи, 66 кузнечных горнов. С 1898 года завод приступил к выпуску скорострельных орудий системы Канэ для крепостной и морской артиллерии, с 1903 года начал массовое производство знаменитых 76-милиметровых (трехдюймовых) скорострельных полевых орудий и трехдюймовых снарядов-шрапнели. завод, наряду с Обуховским и Путиловским, являлся крупнейшим артиллерийским заводом страны, причем Путиловский изготовлял орудия только мелких калибров, Обуховский был в состоянии изготовлять самые крупные орудия, Пермский пушечный специализировался на изготовлении орудий средних калибров.

Во время русско-японской войны 1904-1905 годов военные заказы были увеличены. Дополнительно к наряду 1901-1903 годов на изготовление 277 трехдюймовых (76-милиметров) скорострельных полевых пушек завод получил наряды: в 1904 году еще на 380 штук, а в 1905 году — на 120 таких же пушек. Кроме этого, завод имел заказ 1900-1902 годов на изготовление 66 штук 152-милиметровых мортир. Перед Первой мировой войной началась новая реконструкция завода, на нее правительством в 1911 году было выделено 9,1 миллиона рублей, но осуществить в полном масштабе из-за начавшейся войны ее не удалось. С началом Первой мировой войны завод сильно расширил свою производительность: выпуск артиллерийских орудий (76-милиметровых полевых пушек образца 1902 года, 151-милиметровых гаубиц образца 1909 и 1910 годов, 75 и 155-милиметровых пушек Канэ для береговой и морской артиллерии) был доведен до 779 штук в 1915 году, 1129 штук в 1916 году и 1080 штук в 1917 году, выпуск артиллерийских снарядов (гранат и шрапнелей) в 1916 году достиг 658780 штук. В 1914-1917 годах завод изготовил 3085 артиллерийских орудий и 1,5 миллиона артиллерийских снарядов.

На заводе было занято рабочих: в 1911 году — 6814 человек, из них: на основных работах — 4974 человека, на вспомогательных — 1840 человек, в том числе на куренных — 1000 человек; в 1914 году — 9294 человека, на 1 января 1917 года — 22681 человек, в июне 1917 года — 18234 человека, в апреле-мае 1918 года — 10147 человек.

Пудлинговое производство на заводе было прекращено в 1906 году, выплавка тигельной стали в 1910-х годах фактически тоже уже не велась. К 1917 году оборудование завода составляли 4 мартеновские печи, 4 прокатных стана (3 сортовых и 1 листовой), 6 вагранок, 2 отражательные печи. Общая мощность всех двигателей составляла 5687 лошадиных сил завод имел заводские дачи площадью в 155972 десятины, из них под лесом находилось 145632 десятины.

В годы Гражданской войны, кроме артиллерийских орудий, на заводе производились бронированные поезда и пароходы. В 1923 году начата реконструкция завода, с 1927 года организовано производство электрических драг. В годы первых пятилеток завод выпускал кроме драг экскаваторы, но в то же время оставался ведущим предприятием по изготовлению орудий полевой артиллерии среднего и крупного калибра. В 1930 году пущена новая мартеновская печь, в последующие годы освоено тонкостенное фасонное литье, одновременно началась замена высоколегированной орудийной стали на низколегированную. Кроме того, завод освоил производство орудийных элементов из основной стали вместо кислой. В 1930-е годы завод занимался модернизацией ряда артиллерийских систем и выпуском новых систем, в том числе 122-милиметровой корпусной пушки А-19, 152-милиметровой пушки-гаубицы МЛ-20, 122-милиметровой дивизионной гаубицы М-30, Ю7-мм пушки М-60.

С началом Великой Отечественной войны развернуто серийное производство противотанковой и крупнокалиберной артиллерии. Завод выпускал 45-милиметровые противотанковые пушки М-42, 76-милиметровые полковые пушки, одновременно производились гаубицы и пушки крупного калибра, на фронт было отправлено свыше 48 тысяч орудий. В военные годы завод реконструирован: модернизированы мартеновские печи, созданы цеха режущего и мерительного инструментов, штампов и пресс-форм. За выполнение военных заказов завод награжден орденом Ленина (1941 год), Трудового Красного Знамени (1942, 1944 годы), Отечественной войны 1 степени (1945 год).

В послевоенное время предприятие производило драги глубокого черпания, гарпунные пушки для китобойных флотилий, турбобуры, экскаваторы, породопогрузочные машины, торфопрессы и другое горношахтное оборудование. В 1957 году заводу присвоено имя В.И. Ленина. В 1970-е годы в результате реконструкции внедрены непрерывная разливка и вакуумирование стали, электрошлаковый переплав, обработка металлов токами высокой частоты, созданы комплексно-механизированные участки, обрабатывающие цехи, станки с числовым программным управлением, что позволило производить высококачественную сталь, более качественное оборудование: нефтяное, горнодобывающее, сельскохозяйственное, для гидросооружений и электростанций, военную продукцию и товары народного потребления, В 1971 году завод награжден орденом Октябрьской революции. В начале 1990-х годов предприятие преобразовано в акционерное общество «Мотовилихинские заводы».

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001; ISBN: 5-93472-057-0

Слово о Мотовилихе. Годы. Собыия. Люди. Пермь, 1974.

Оружие победы М., 1987.

Косматенко И.Е., Суетин Н.И. Медь, чугун, сталь Мотовилихи. Пермь, 1988.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Пермские пушечные заводы Общая карта

Общая карта

Пермские пушечные заводы Местная карта

Местная карта