Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Серебрянский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1755   Специализация:Ж,Ч
Год закрытия:1930   Владелец:Шувалов, казна

Серебрянский железоделательный, с 1897 года до 1907 года и Чугуноплавильный завод, металлургическое предприятие, действовавшее на Среднем Урале с 50-х годов XVIII века до начала 20-х годов XX века.

Построен П.И. Шуваловым в 1755 году на реке Серебрянке, притоке реки Чусовой, в Верхотурском округе, в 57,5 верстах к западу от Кушвинского завода. Строительство предприятия задумано казной. В 1753 году обнаружено удобное место при слиянии рек Потежа и Серебрянки, а 5 декабря 1754 года разрешено строить железоделательный завод. К этому моменту Гороблагодатские заводы вместе с обнаруженными вновь заводскими местами отданы П.И. Шувалову, который пустил завод в 1755 году с 2 молотами. В 1756-1757 годах продолжалось введение в строй различных производственных мощностей, в 1760 году действовало 12 кричных молотов: произведено 104,8 тысяч пудов железа. Чугун поступал с Кушвинского завода (около 60 верст), готовая продукция отправлялась на Ослянскую пристань, которая находилась в 9 верстах от завода.

В 1761 году завод перешел к А.П. Шувалову, который имел крупные долги, расплачиваясь с которыми он в 1764 году передал предприятие в казну. В 1770 году на заводе имелось 12 молотов, в 1780 году - 14 молотов. В 1797 году на предприятии имелись фабрики: две молотовых с 16 кричными горнами, 16 кричными молотами (12 действующих, 4 запасных), якорная с 2 якорными и 7 малокричными горнами, колотушечная с 2 колотушечными молотами, кузница с 8 кузнечными горнами. Кроме того, существовали меховая фабрика, пильная мельница. Заводской коллектив состоял из 18 служащих, 388 мастеровых и работных людей. Кроме того, при Гороблагодатских заводах имелось 33976 человек приписных крестьян, проживавших в 34 селениях, расположенных в 10-344 верстах от предприятий.

В конце XVIII—начале XIX веков завод увеличил объем производства. В 1790 году произведено 60,9 тысяч пудов железа, в 1800 году — 108,5 тысяч пудов. В начале XIX века на заводе увеличено производство якорей и цепей для Морского ведомства, а также введено приготовление томленой стали. В 1807 году произведено 3,5 тысяч пудов якорей, 7,1 тысяч пудов колотушечного железа, 105,6 тысяч пудов кричного железа. В этот же период открыты железные рудники, в частности, Ермаковский (38 верст от завода). Завод имел неплохую дачу, в которой было более 200 тысяч десятин.

В 1807 году, по описанию, берг-инспектора П.Е. Томилова, на заводе существовала земляная плотина, имевшая следующие параметры: длину — 90 саженей (191,7 метра), ширину снизу — 40 саженей (85,2 метра), ширину сверху — 20 саженей (42,6 метра), высоту — 13,5 аршин (9,6 метра). Плотина позволяла скапливать воду на уровне около 6 аршин (4,3 метра). При плотине находилось 2 каменных кричных фабрики, в которых находилось 24 горна, 20 молотов, 29 водяных колес (5 меховых, 24 боевых). Имелись также 2 дощатых молота. Из-за нехватки воды в заводском пруду часть оборудования простаивала, в частности, не работали 12 кричных горнов, не действовала якорная фабрика с 2 горнами и 2 молотами. В кричных фабриках производилось железо разных сортов, в том числе полосовое, четырехгранное, круглое. Чугун поступал с Баранчинского и Кушвинского заводов. На заводе существовали деревянная кузница с 16 горнами, слесарная, меховая, конюшня, лесопильная деревянная мельница, кирпичный сарай с обжигательной печью. Завод работал на древесном угле, курени находились в 17 верстах. Уголь в основном получали из елового и пихтового леса с небольшой примесью березы.

В период Отечественной войны 1812 года и заграничных походов предприятие работало на нужды обороны, а затем вновь перешло на выпуск привычной продукции. В 1816 году введена выделка большевесных якорей. В 1827 году завод, получив на передел 116,3 тысяч пудов чугуна, произвел 84,4 тысяч пудов железа, в 1837 году произведено 4,7 тысяч пудов якорей, 34,8 тысяч пудов колотушечного железа, 63,3 тысяч пудов кричного железа. В целом, в 1830-1850-е годы завод развивался в сложных условиях, не получая достаточного финансирования для обновления производственных мощностей. В 1847-1848 годах перестроена кричная фабрика и введен контуазский способ. Положение осложнялось тем, что Серебрянский завод находился на западном склоне Урала, в то время, как остальные предприятия Гороблагодатского округа размещались на восточном склоне, что отрицательно сказывалось на себестоимости готовой продукции и развитии межзаводских связей.

В 1859 году на заводе имелись: 1 вагранка, 20 кричных, 16 якорных и 4 стальных горна, 1 калильная и 3 сварочных печи. Энергетическое хозяйство состояло из 30 водяных колес общей мощностью в 476 лошадиных сил. и 1 паровой машины в 36 лошадиных сил. В конце 50:х—начале 60-х годов на заводе началось внедрение пудлингования: шло строительство 3 пудлинговых печей и 3 колотушечных горнов, которые пущены в 1862 году. В 1859 году произведено 135,5 тысяч пудов кричного железа, 48 тысяч пудов котельного железа, 2,8 тысяч пудов якорей, 6,1 тысяч пудов уклада, в 1862 году произведено 58,5 тысяч пудов кричного железа, 43 тысяч пудов болваночного, 34,2 тысяч пудов сортового, кроме того, приготовлено 19,9 тысяч пудов газосварочного железа, 4,1 тысяч пудов уклада. В 1863 году действовали 21 кричный, 5 укладных, 16 якорных горнов, 1 калильная, 3 сварочных, 3 пудлинговых печи, 1 вагранка, 6 кузнечных горнов. В 1863 году произведено 31 тысяч пудов пудлингового и 100,2 тысяч пудов кричного железа, из которых приготовлено 18,5 тысяч пудов полосового, 7,2 тысяч пудов четырехгранного, 0,8 тысяч пудов шинного, 0,4 тысяч пудов обручного, 7,4 тысяч пудов якорей, 1,6 тысяч пудов железных изделий. Кроме того, произведено 0,5 тысяч пудов уклада и отлито из вагранки 0,8 тысяч пудов чугунного литья.

С отменой крепостного права и обязательной службы казенных мастеровых завод стал испытывать проблемы с комплектацией трудового коллектива, одновременно столкнувшись с ростом стоимости рабочей силы и возрастанием накладных расходов. В 1855 году трудовой коллектив состоял из 1429 человек, в 1860 году из 1270 нижних чинов и мастеровых, а также 100 урочных рабочих, в 1863 году на основных работах использовалось 616 человек, на вспомогательных 208 человек, в 1865 году на заводе трудилось 456 рабочих.

Среди рабочих проявлялось недовольство постоянными задержками заработной платы. Из-за убытков, которые приносил завод, горное ведомство предполагало продать его в частные руки, но отказалось от этой идеи и приступило к обновлению производственных мощностей.

В 1864 году установлен паровой молот весом в 1,5 тонн, построены 2 газосварочные печи для приготовления тяжелой болванки, перестроены мелкосортный и крупносортный станы, устроено помещение для механической фабрики, началось возведение четвертой пудлинговой печи. Проведенные мероприятия позволили увеличить объем производимой продукции и повысить ее качество. В 1865 году завод отправил на Московскую мануфактурную выставку прокатное, сварочное, кричное и пудлинговое железо, которое получило высокую оценку экспертов. В этот период расширился рынок сбыта заводской продукции: предприятие получило возможность поставлять пудлинговую сталь для Пермских пушечных заводов и тяжеловесную болванку для судовой брони для Колпинского завода.

На рубеже 1860-1870-х годов на положение завода влиял комплекс благоприятных и неблагоприятных факторов. Предприятие обладало солидным производственным потенциалом, крупной лесной дачей, богатыми железными рудниками, имело хорошие возможности для вывоза готовой продукции, в то же время себестоимость продукции росла из-за дороговизны перевозки чугуна (более 60 верст по неблагоустроенной дороге). В 1869 году произведено 63,2 тысяч пудов полосового железа, 35,6 тысяч пудов стали, одновременно прекращен выпуск колотушечного железа и якорей. В 1870-е годы серьезного обновления производственных мощностей не произошло. В 1877 году перестроена плотина, что позволило увеличить уровень воды в пруду до 10 аршин (7,1 метра), но не избавило предприятие от нехватки гидроэнергии. В 1880 году действовали 4 пудлинговых и 3 сварочных печи, 13 кричных горнов, производились полосовое и сортовое железо, а также кричные куски для Ижорских заводов (в 1880 году — 53,4 тысяч пудов). Завод имел 187,3 тысяч десятин земельных угодий (из них 171,1 тысяч десятин лесных угодий).

В начале 1880-х годов завод продолжал страдать от нехватки воды в заводском пруду, которой хватало до ноября—декабря, после чего предприятие останавливалось и возобновляло работу после накопления необходимого количества воды. Гидравлические приемники находились в аварийном состоянии: в цехах действовало 16 колес: 11 верхнебойных общей мощностью в 165 лошадиных сил, для кричных молотов, 1 среднебойное в 50 лошадиных сил, для мелкосортного стана, 1 среднебойное в 65 лошадиных сил, для крупносортного стана, 1 среднебойное в 70 лошадиных сил, для мильбарсового и болваночного станов, 2 среднебойных в 35 лошадиных сил и 40 лошадиных сил, для 2 воздуходувных машин и станков в токарной мастерской. Общей мощностью водяных колес составляла 425 лошадиных сил. Завод состоял из трех главных цехов: кричного, пудлингового и сварочно-прокатного. Кричное производство действовало не более 115 суток, забирая большую часть гидроэнергии, несмотря на то, что кричная полоса не пользовалась спросом. В результате, наиболее современное оборудование пудлингового и сварочно-прокатного цехов работало с хронической недогрузкой.

В кричном цехе находилось 12 контуазских горнов, которые действовали на холодном дутье и без подогрева чугуна. В пудлинговом цехе существовало 6 печей (по 3 печи системы Сименса и Боэциуса), из которых печи Боэциуса имели более низкую производительность. В сварочно-прокатном цехе, состоявшем из 2 отделений (мелкосотном и крупносортном) находились прокатный стан со среднебойным колесом в 65 лошадиных сил, 3 сварочных печи Сименса (1 для двухсварочного, 2 для односварочного железа) с ежесуточной производительностью каждой по 500 пудов болванки или 340 пудов крупных сортов и 240 мелких сортов, а также прокатный стан трехвалковой системы. В 1884 году в кричном цехе произведено 41 тысяча пудов кричной полосы, в пудлинговом цехе — 91,7 тысяч пудов пудлингового железа, в сварочном цехе из мильбарса и односварочной болванки приготовлено 81,5 тысяч пудов болваночного квадратного, плоского и 59,9 тысяч пудов двухсварочного крупносортного и мелкосортного железа.

В 1880-х годах на заводе началось обновление производственных мощностей, сопровождавшееся сокращением кричного производства и заменой водяных колес турбинами. В 1882 году построены 5 углевыжигательных печей при Ослянской пристани (10 верст от завода), к которым в 1885 году добавлены еще 4. В 1884 году сооружены паровая машина в 50 лошадиных сил с двумя паровыми котлами (для приведения в действие мелкосортного прокатного стана) и четвертая сварочная печь Сименса, началась перестройка плотины, куплена турбина Виктора для привода в действие мелкосортного стана, установленная в 1886 году. В 1885 году произведено 78 тысяч пудов кричного полосового, 426,8 тысяч пудов пудлинговых кусков и мильбарса, из которого получено 170,4 тысяч пудов полосового железа. В 1885 году на основных работах трудилось 392 человека, на вспомогательных — 541. В 1888 году энергетическое хозяйство состояло из 15 водяных колес общей мощностью в 280 лошадиных сил, 1 турбины в 70 лошадиных сил, 1 паровой машины в 50 лошадиных сил. Основные производственные мощности состояли из 6 кричных горнов, 6 пудлинговых, 4 сварочных печей, 6 вододействующих молотов, 2 паровых молотов Несмита и Моррисона, 3 прокатных станов.

В конце 1880-х—начале 1890-х годов кричное производство временно остановлено, но оборудование кричного цеха не демонтировано: в 1895 году на заводе существовало 6 бездействующих кричных горнов. К концу XIX века завод стал испытывать нехватку чугуна. В 1897 году построен доменный цех, в котором находилась 1 домна с холодным дутьем: в 1897 году получено 122 тысяч пудов чугуна. В остальных цехах произведено 278,8 тысяч пудов полуфабрикатов из железа, 215,9 тысяч пудов готового железа. В 1899-1900 годах построен воздуходувный аппарат, в доменном цехе введено горячее дутье, установлена паровая машина в 100 лошадиных сил для мильбарсового прокатного стана. Несмотря на установку нового оборудования, завод не избежал влияния экономического кризиса и последующей депрессии, под влиянием которых началось постепенное падение объема производства.

В 1900 году на заводе действовали домна с горячим дутьем, 1 воздуходувная машина, 1 воздухонагревательный прибор, 8 пудлинговых, 4 сварочных печи, 10 вододействующих и 2 паровых молота, 3 прокатных стана, 11 кузнечных и якорных горнов. В первые год кризиса завод выходил из положения за счет госзаказа: в 1900 году он поставил 90 тысяч пудов чугуна на Ижорские заводы, в 1901 году отправил 287,6 тысяч пудов чугуна на Пермские пушечные заводы, часть готового железа потреблялась предприятиями Гороблагодатского горного округа. Тем не менее, в год кризиса завод являлся убыточным: в 1900-1904 году он принес убытков на 329,2 тысяч рублей. Руководство округа пыталось найти выход за счет строительства мартеновской печи, но средств на это не было, поэтому в горном ведомстве возникла идея остановки завода или продажи его в частные руки. Эти идеи не были реализованы.

В 1902 году временно остановлена домна (чугун стал поступать с Кушвинского и Верхнетуринского заводов), началось сокращение кричного и пудлингового производств и выделки сортового железа, демонтированы прокатный стан и сварочная печь Сименса, разобрана паровая машина и шестицилиндровые воздуходувные меха, произведен ремонт верхненаливного колеса, устроено основание для листокатальной печи, сломана пудлинговая печь Боэциуса, перестроен рабочий прорез плотины, устроена паровая машина в 100 лошадиных сил для мильбарсового прокатного стана с 3 котлами. В 1903 году перестроены мелкосортный стан в листокатальный, построены калильная печь, правильный молот и листообрезные ножницы. В 1903 году произведено 393,1 тысяч пудов кричного и 439,8 тысяч пудов пудлингового железа. В дальнейшем выпуск этих сортов сократился, а затем прекратился.

Производительность Серебрянского завода в 1760-1917 годах, тысячи пудов

Годы Железо Годы Железо Годы Чугун Железо
1760 104,8 1838 145,1 1890 - 215,6
1770 Сведений нет 1850 97,7 1895 - 243,7
1827 84,4 1855 86,7 1897 122,0 215,9
1832 84,8 1860 95,2 1899 275,1 202,5
1833 90,2 1865 80,9 1900 366,2 169,7
1834 106,1 1870 91,5 1905 261,2 68,0
1835 132,9 1875 92,2 1910 - 412,8
1836 158,2 1880 131,6 1916 - 11,5
1837 111,9 1885 248,4 1917 - 52,8

В 1906-1907 годах доменная печь возобновила свою деятельность, но уже в 1907 году вновь закрыта. В 1909 году начато сооружение узкоколейной железной дороги от Кушвинского завода до Серебрянского для перевозки горючих материалов и чугуна. К 1910 году на заводе не осталось кричных горнов и пудлинговых печей. В 1910 году действовали 1 сварочная, 4 калильных печи, 2 водяных молота, 3 прокатных стана: производилось кровельное листовое железо из мартеновского полупродукта, привозимого с Кушвинского завода. В 1910 году энергетическое хозяйство состояло из 6 водяных колес общей мощностью в 88 лошадиных сил, 3 турбин общей мощностью в 250 лошадиных сил, 3 паровых машин общей мощностью в 210 лошадиных сил. На основных работах трудилось 383 человека, на вспомогательных 625 человек, в том числе 572 куренных рабочих и возчиков. В годы Первой мировой войны завод работал на нужды обороны.

В годы гражданской войны на заводе предполагалось наладить производство запчастей для железной дороги и другой продукции, но эти планы не были реализованы. После окончания войны из-за нехватки квалифицированных кадров, трудностей с доставкой сырья и топлива завод, оставшийся в стороне от транспортных путей, был законсервирован. Предприятие было передано в Прикамский округ (трест областного значения). Оно могло выпускать кровельное и листовое железо, однако из-за нехватки финансовых средств не было пущено. К 1930 году завод практически прекратил свое существование, продолжала действовать только небольшая электростанция, на которой трудились 1 служащий и 2 рабочих.

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001; ISBN: 5-93472-057-0

Отчет уральской экспедиции для исследования казенных горных заводов. 4.1. Округа: Златоустовский, бывший Екатеринбургский и Гороблагодатский. СПб, 1888

Вострокнутов В.А. Краткий исторический очерк Гороблагодатского горного округа Екатеринбург, 1901.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Серебрянский завод Общая карта

Общая карта

Серебрянский завод Местная карта

Местная карта