Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Туринский нижний завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1766   Специализация:Ж,Ч
Год закрытия:1958   Владелец:казна

Туринский нижний (Нижнетуринский) железоделательный завод (с 1899 года - и чугуноплавильный, металлургический завод, действовавший на Среднем Урале с 60-х годов XVIII века до 50-х годов XX века.

Построен казной на основании указа Берг-коллегии на реке Туре, притоке реки Тобол, в Верхотурской окружной Пермской губернии на государственной земле, в 30 верстах от Верхнетуринского завода, в 72 верстах от города Верхотурье. Строительство завода запланировано В.Н. Татищевым, однако до реальной постройки дело не дошло. С переходом Гороблагодатских заводов в руки П.И. Шувалова строительные работы были прекращены. С возвращением округа в казну в 1763 году началось строительство железоделательного завода, которое завершилось в 1766 году. Предприятие вошло в состав Гороблагодатского горного округа, чугун доставлялся с Кушвинского завода. Готовая продукция отправлялась гужем на Ослянскую пристань на реке Чусовой за 120 верст. Завод работал по заказам казенных ведомств, прежде всего военного. В 1769 году введено производство листового кровельного и колотушечного железа для собственных нужд.

В 1770 году действовало 10 кричных молотов, в 1780 году — 13 молотов. В 1790 году произведено 72,1 тысяч пудов железа. В 1797 году на заводе существовали три молотовые фабрики с 18 кричными и 4 колотушечными горнами, 9 действующими и 2 запасными кричными молотами, 4 колотушечными молотами, горном и молотом для производства уклада, печью и молотом для производства дощатого железа, якорная фабрика с 2 якорными горнами, 1 якорным молотом, кузница с 4 кузнечными горнами, а также печь для нагревания железа, токарный и резной станок. Чугун поступал с Верхнетуринского завода. На предприятии работали 14 служащих, 207 мастеровых, а также приписные крестьяне. В 1800 году получено 134,5 тысяч пудов железа.

Несмотря на рост объема производства, завод находился в сложном положении, он испытывал постоянную нехватку оборотных средств, что привело к износу значительной части оборудования. Отрицательно сказалось на заводе его переподчинение из Берг-коллегии Пермской казенной палате. В 1796 году завод вновь оказался в ведении Берг-коллегии, в результате чего во главе округа и Нижнетуринского завода оказались грамотные специалисты. В 1800 году построена фабрика для производства листового железа. 16 марта 1801 года во главе округа встал А.Ф. Дерябин, который предпринял ряд шагов по обновлению производственных мощностей округа. В частности, стали проводиться различные опыты, в том числе по приготовлению томленой стали.

В 1807 году, по описанию берг-инспектора П.Е. Томилова, при заводе имелась земляная плотина, имевшая длину 140 саженей (298,5 метра), ширину снизу 40 саженей (85,4 метра) и сверху 15 саженей (32 метра), высоту 11 аршин (7,8 метра). При плотине находилось две кричных фабрики, размещавшиеся в каменных зданиях. В первой было 12 горнов и 11 молотов, во второй — 12 горнов и 9 молотов, 1 колотушечный горн и 1 колотушечный молот. В качестве двигателей действовали 6 меховых и 20 боевых водяных колес. В фабрике по производству дощатого железа находились 2 стана, 1 печь, 1 молот, в якорной фабрике имелись 4 горна и 1 молот, в кузнице 4 горна. Кроме того, существовали меховая, лесопильная мельница, пробирная, слесарная, кирпичный сарай. Курени находились на расстоянии от 8 до 20 верст от завода.

В начале XIX века завод выпускал железо разных сортов, постепенно наращивая их производство. В 1803 году изготовлено 0,3 тысяч пудов листового кровельного железа, в 1833 году — 4 тысячи пудов, в 1814 году приготовлено 3,5 тысяч пудов котельного железа, в 1834 году — 10,7 тысяч пудов. В 1802 году произведено 11 тысяч пудов железа прокатных сортов (сабанного и других), в 1832 году — 13 тысяч пудов, в 1810 году получено 96 пудов томленой стали, в 1834 году — 2,5 тысяч пудов. Общий объем производства железа в 20-30-х годах имел тенденцию к сильным колебаниям. В 1827 году получено 100,3 тысяч пудов железа, в 1832 году произведено 92,3 тысяч пудов, в 1833 году — 82,7 тысяч пудов, в 1834 году — 122,4 тысяч пудов, в 1837 году — 163,7 тысяч пудов, в 1838 году — 180,9 тысяч пудов. На успешную работу завода благоприятно влияли богатая лесная дача, возможность сплава лесных материалов, качественный чугун. В то же время существовал ряд отрицательных факторов: необходимость постоянного подвоза чугуна, удаленность от пристани, застой в области технологии производства железа.

К концу 40-х годов XIX века началась постепенная замена старых горнов контуазскими. Одновременно делались попытки наладить производство новых видов продукции, в 1848-1859 годах производили кричное железо для ружейных стволов. К концу 50-х годов завод в основном работал по заказам казенных ведомств, производя различные сорта железа и стали. Объем производства находился в значительной зависимости от наличия заказов, иногда исполнялись частные заказы. В 1859 году на заводе существовали 1 отражательная и 5 калильных печей, 1 стальной, 1 колотушечный, 23 кричных горна. Энергетическое хозяйство составляли 33 водяных колеса общей мощностью 580 лошадиных сил.

В 1861 году произведено 20,4 тысяч пудов припасов (из отражательной печи), 50,8 тысяч пудов кричного железа, 39,6 тысяч пудов болваночного, 25,3 тысяч пудов сортового, 7,1 тысяч пудов уклада, 1,1 тысяч пудов цементной стали. В этот период завод поставлял металл Кронштадскому и Петербургскому портам, Петербургскому адмиралтейству, Ижорскому заводу. Незначительная часть продукции реализовывалась на Нижегородской ярмарке. После отмены крепостного права завод столкнулся с острой нехваткой рабочих рук: в 1855 году на основных и вспомогательных работах трудилось 2563 рабочих, в 1860 году — 1869 мастеровых и нижних чинов, а также 180 урочных рабочих, в 1861 году — 1477 мастеровых и нижних чинов, 170 урочников, в 1865 году осталось лишь 599 рабочих.

Кадровый голод отразился на производительности завода. В 1863 году произведено 108 тысяч пудов кричного в болванках, 27,6 тысяч пудов полосового в сортах, из которых изготовлено 28,5 тысяч пудов листового железа, 18,5 тысяч пудов кубового и котельного, 0,4 тысяч пудов лопаточного, 5,6 тысяч пудов плющильного, 1,1 тысяч пудов шинного, 13,1 тысяч пудов разноплющильного, 2,9 тысяч пудов прокатного колотушечного, 6,4 тысяч пудов колотушечного кованого, 0,1 тысяч пудов уклада, 0,5 тысяч пудов стали. В 1863 году на заводе действовали 1 сварочная печь, 1 вагранка, 2 отражательных и 6 калильных печей, 22 кричных горна на 22 огня, 1 колотушечный, 1 сталетомительный и 2 укладных горна. Энергетическое хозяйство составляли 38 водяных колес общей мощностью в 676 лошадиных сил и 1 паровая машина в 100 лошадиных сил. На основных работах трудилось 318 человек, на вспомогательных — 252 человека.

В начале 1860-х годов завод стал убыточным, возникла идея его продажи в частные руки, которая не осуществилась. Нехватка оборотных средств привела к износу оборудования, часть помещений находилась в аварийном состоянии: в 1865 году упали стропила в литейной фабрике. В конце концов, началось постепенное обновление производственных мощностей с ориентиром на выпуск кровельного железа. В 1864-1865 годах отремонтирована плотина, перестроен листокатальный стан для производства кровельного железа, построены 2 ножниц, началась установка турбин Швамкруга в 70 лошадиных сил и Жонваля в 70 лошадиных сил и возведение калильных печей для нагрева листовой и продольной болванки, установлено новое наливное колесо в 50 лошадиных сил, окончена постройка ряда фабричных зданий, устроены токарное отделение, столярная и слесарная.

Перестройка завода проводилась не всегда продуманно: сооружение двух станов для прокатки кубового и котельного железа окончилось неудачей и пришлось временно прекратить производство котельного железа. Листовое железо уступало по качеству аналогичной продукции частных заводов, поэтому в 1869 году фабрика для производства листового железа остановлена. В конце 60-х годов завод продолжал приносить убытки. Основная причина убыточности — большие расходы по доставке чугуна и вывозу готовой продукции. В 1870 году произведено 47,4 тысяч пудов полосового и сортового железа, 26 тысяч пудов котельного, 1,1 тысяч пудов стали. В 70-90 годах продолжалась медленная модернизация завода: в 1876-1877 годах капитально перестроены плотина и лесопилка, в конце 70-х годов построены углевыжигательные печи. В 1880-1881 годах перестроен рабочий прорез плотины, установлена турбина Жонваля для листопрокатного стана. В 1880 году произведено 50,8 тысяч пудов готового железа и 84,2 тысяч пудов кричной болванки для Ижорского завода, в 1881 году — 117,4 тысяч пудов готового железа.

В начале 1880-х годов завод занимался производством кричной полосы и досчатой болванки, последняя переделывалась в листовое кровельное и котельное железо. Основными цехами завода являлись кричный и листокатальный, остальные цеха (сталетомительный, токарный, слесарный, столярный, кузнечный, литейный) играли вспомогательную роль. В кричной фабрике имелось 17 горнов и 17 среднебойных молотов, 1 молот для обжимки криц; в листокатальном цехе находилось 2 стана для листового кровельного железа и 1 для котельного; в помещении бывшей литейной находились вновь устроенные крупносортный стан и паровой молот Несмита в 1 тонну. Горное ведомство предполагало заменить контуазский способ ланкаширским и ввести пудлингование, внедрение которого, однако, затянулось.

Энергетическое хозяйство составляли 5 турбин Жонваля и Швамкруга общей мощностью в 224 лошадиных силы, 25 наливных и полуналивных колес общей мощностью в 462 лошадиных силы. Турбины Жонваля находились при листокатальном стане (60 лошадиных сил), при котельном стане (60 лошадиных сил), при крупносортном стане (80 лошадиных сил); турбины Швамкруга в 16 и 8 лошадиных сил при ножницах для разрезки болванки и обрезки листового железа. 17 колес общей мощностью в 255 лошадиных сил приводили в движение 17 среднебойных молотов, 1 колесо в 25 лошадиных сил — обжимной кричный среднебойный молот, 2 колеса в 35 и 25 лошадиных сил — 2 четырехцилиндровые воздуходувные машины, 1 колесо в 18 лошадиных сил — токарные станки, 1 колесо в 25 лошадиных сил — два листопробивных молота и 1 колесо в 15 лошадиных сил — ножницы для разрезки продольной болванки и обрезки котельного железа, 2 полуналивных колеса в 40 и 24 лошадиных сил — листопрокатный стан и лесопилку. В 1885 году на основных работах трудилось 195 человек, на вспомогательных — 146.

В 1895 году действовало 14 кричных горнов, 2 пудлинговых, 2 сварочных, 5 калильных печей, 14 вододействующих и 2 паровых молота, 4 прокатных стана, 1 сталетомительная печь. В 1897 году произведено 430,2 тысяч пудов полуфабрикатов и 142,3 тысяч пудов готового железа (полосового, сортового, котельного и других). В 1898 году построен черновой мильбарсовый стан, в 1899-1901 годах установлены 2 пудлинговые печи Боэциуса, газосварочная печь Сименса, паровой молот в 1,5 тонны.

В конце XIX века наметилась тенденция к сокращению поставок чугуна с Кушвинского завода, что заставило руководство Гороблагодатского горного округа приступить в 1898 году к строительству на заводе доменного цеха. Доменная фабрика построена в 1899 году с печью открытого типа и холодным дутьем. В 1899 году произведено 19,9 тысяч пудов чугуна. В 1900 году имелись 1 домна с горячим дутьем, 8 кричных горнов, 4 пудлинговых, 2 сварочных, 5 калильных печей, 10 вододействующих и 3 паровых молота, 3 прокатных стана, 1 сталелитейная печь, 4 кузнечных и якорных горна, 1 вагранка. В 1900 году на основных работах трудился 161 человек. В качестве топлива использовались дрова (2817 кубических саженей), древесный уголь (52,4 тысяч коробов), антрацит (1,3 тысяч пудов). Углевыжигательные печи находились в 4 верстах от завода, курени в 18-32 верстах.

С началом промышленного кризиса началось падение объема производства. В 1902 году произведено 483,3 тысяч пудов чугуна и 181,5 тысяч пудов железа, 1904 году — 101,5 тысяч пудов чугуна и 106,1 тысяч пудов железа. Несмотря на кризис, на заводе продолжалось обновление производственных мощностей: в 1902 году две пудлинговые печи Боэциуса переделаны в самодувные, устроена двухэтажная калильная печь, переложены сварочная печь Сименса и листокатальная калильная печь. В 1903 году в сварочном цехе переложена печь Сименса, котельный стан переделан в стан для листового кровельного железа, выстроена новая двухэтажная нагревательная печь. В 1905 году энергетическое хозяйство состояло из 13 водяных колес общей мощностью в 228 лошадиных сил, 7 турбин общей мощностью в 440 лошадиных сил, 1 паровой машины в 60 лошадиных сил. На основных работах трудилось 143 человека, на вспомогательных — 413 человек (из них 290 человек являлись дровосеками, куренными рабочими и возчиками).

В 1906 году в листокатальном цехе при ножницах вместо ветхого наливного колеса поставлена турбина в 10 лошадиных сил, расширена узкоколейная железная дорога и проведена к ножницам, благодаря чему устранена ручная работа по переносу обрезанных листов. С открытием 1 сентября 1906 года Богословской железной дороги с веткой на Нижнетуринский завод предприятие получило возможность удешевить подвоз передельных продуктов и вывоз готовой продукции. С пуском мартеновской печи на Кушвинском заводе в листокатальном производстве стали использовать мартеновские слитки, что позволило улучшить качество листового железа и понизить его стоимость. В то же время пришлось в декабре 1906 года остановить доменную печь.

Производительность Нижнетуринского завода в 1790 - 1914 годы, тысяч пудов

Годы Железо Годы Железо Годы Чугун Железо
1790 72,1 1861 115,7 1900 256,7 151,7
1800 134,5 1862 121,1 1902 483,3 181,5
1827 100,3 1865 176,8 1903 281,5 177,6
1832 92,3 1868 71,1 1905 648,2 103,5
1834 122,4 1870 73,4 1906 541,8 88,3
1835 87,2 1875 136,5 1912 493,2 250,4
1838 180,9 1880 50,9 1913 535,5 149,9
1850 205,4 1885 158,8 1914 172,8 Сведений нет
1855 209,9 1890 98,7
1860 240,1 1895 146,5

В 1910 году на заводе существовали 4 пудлинговые, 2 сварочные, 6 калильных печей, 6 вододействующих и 4 паровых молота, 5 прокатных станов: предприятие специализировалось на производстве кровельного железа. Энергетическое хозяйство состояло из 12 водяных колес общей мощностью в 208 лошадиных сил, 9 турбин общей мощностью в 490 лошадиных сил, 1 паровой машины в 60 лошадиных сил. В 1910 году перестроен листокатальный стан, устроена электростанция. В 1911 году получен кредит на ремонт доменной печи, которая возобновила плавку чугуна 1 мая 1912 года. В 1912 году произведено 493,2 тысяч пудов чугуна, 276,8 тысяч пудов пудлинговых кусков, 250,4 тысяч пудов кровельного железа. В 1913 году получено 348,1 тысяч пудов мартеновского полупродукта и произведено 149,9 тысяч пудов кровельного железа, 0,6 тысяч пудов чугунного литья. В 1914 году прекращено чугуноплавильное производство. В годы Первой мировой войны завод работал на нужды обороны.

В 1918 году завод национализирован и вскоре остановлен. После окончания гражданской войны оказался в тяжелом положении, так как заводское оборудование находилось в плачевном состоянии, плотина, частично разрушенная, нуждалась в капитальном ремонте. Из-за невозможности использовать гидроэнергию завод в 1920-е годы на короткий срок был законсервирован. В 1924/25 году завод пущен и работал 9 месяцев, производя в основном кровельное железо. На заводе было занято 500 человек. В 1926/27 операционном году на заводе взамен устаревших и маломощных установлены 2 новые гидротурбины к кровельным клетям. Имея 3 прокатных стана, завод произвел 9,1 тысяч тонн проката, в 1927/28 операционном году на 3 прокатных станах произведено 12,8 тысяч тонн проката. После пуска завода доменное производство было свернуто, а домна ликвидирована, так как из-за сильного износа оборудования доменного цеха его реконструкция была признана капиталоемкой и нерентабельной.

В 1931 году на заводе трудилось 444 основных и вспомогательных рабочих. предприятие производило кровельное железо, получая сутунку с Нижнетагильского завода. Действовало 5 станов дуо. Сортамент прокатываемой продукции — кровельное железо развесом от 3,25 до 6 килограмм. На заводе существовали вспомогательные цехи: механический, кузнечный, меднолитейный. Энергетическое хозяйство состояло из котлов локомобилей, приводящих в движение электрогенераторы. В 1935 году 2 кровельных клети электрифицированы, в 1936 году планировалось электрифицировать 3 клеть стана № 2. В 1936 году произведено 18504 тонн кровельного железа, в 1937 году — 20109 тонн.

К 1956 году основные производственные фонды и промышленная инфраструктура пришли в упадок, что привело к остановке производства. С 1958 году на базе предприятия создан Нижнетуринский электроаппаратный завод, специализирующийся на производстве электротехнической аппаратуры.

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

Отчет уральской экспедиции для исследования казенных горных заводов. 4.1. Окр.: Златоустовский, быв. Екатеринбургский и Гороблагодатский. СПб. 1888.

Вострокнутов В.А. Краткий исторический очерк Гороблагодатского горного округа. Екатеринбург, 1901.

Фитингоф П.Г, Результаты действия доменных печей на Уральских казенных горных заводах в 1912 году. // Горн, журнал, 1913. Т.4. Кн.10.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Туринский нижний завод Общая карта

Общая карта

Туринский нижний завод Местная карта

Местная карта