Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Усть-Катавский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1764   Специализация:Ж
Год закрытия:   Владелец:Твердышев, Мясников, Белосельские-Белозерские, Белорецкое акционерное общество

Усть-Катавский железоделательный завод,

металлургическое предприятие, действующее на Южном Урале с 60-х годов XVIII века по настоящее время.

Построен И.Б.Твердышевым и И.С.Мясниковым по указу Оренбургского горного начальства на реке Катав, притоке реки Юрюзани, на купленной у башкир земле в Уфимском уезде Уфимской губернии в 23 верстах к Северу от Катав-Ивановского завода. В 1758 году компаньоны получили разрешение на постройку в устье Катава лесопильной мельницы, кроме того с Усть-Катавской пристани они отправляли в Европейскую Россию караваны с продукцией Катав-Ивановского и Юрюзанского заводов. В связи с тем, что чугуноплавильное производство Катав-Ивановского завода превышало возможности его передельных фабрик, Твердышев и Мясников решили построить вспомогательное предприятие для передела чугуна Катав-Ивановского и отчасти Юрюзанского заводов.

В ноябре 1763 года начались строительные работы: к середине 1764 года при Усть-Катавской пристани построены молотовая фабрика с 2 молотами для расковки чугуна, а также кузница, склад и 60 крестьянских дворов. 1 июля 1764 года начато производство железа: за полгода произведено 4,6 тысяч пудов. В начале 1770-х годов на заводе существовали фабрики: молотовая с 3 кричными горнами, 4 кричными молотами (1 запасной); якорная с 2 горнами, печью для нагревания железа для проплющения и резки; кузница. По мнению И.И.Лепехина, завод был рассчитан на производство 24 тысяч пудов железа в год. В 1771 году построена вторая молотовая фабрика с 3 действующими и 1 запасным молотами, в 1772 году устроена колотушечная фабрика с 2 молотами. В 1772 году произведено 44,3 тысяч пудов железа. Заводская плотина имела следующие параметры: длина — 120 саженей (255,6 метра), ширина — 6 саженей (12,8 метра). Плотина имела 2 вешняка шириной по 8 саженей (17,1 метра), ларь длиной 25 саженей (53,3 метра) и высотой в 3 аршина (2,1 метра). В ноябре 1773 года завод остановлен из-за начавшейся крестьянской войны и бездействовал более 2 лет. В это время он дважды подвергался штурму со стороны восставших башкир, во время которых пострадала часть оборудования.

В 1775-1777 годах производились восстановительные работы, в ходе которых восстановлены или вновь построены плотина, 2 кричные фабрики с 8 молотами и 4 горнами, якорная фабрика, кузница и 115 крестьянских домов. Чугун поступал с Катав-Ивановского завода, производилось полосовое, сортовое, резное, брусчатое железо и заводские припасы. До начала XIX века завод не считался самостоятельным предприятием, поэтому его продукция и оборудование часто учитывались вместе с продукцией и оборудованием Катав-Ивановского завода. После смерти И.Б.Твердышева и И.С.Мясникова их предприятия поделены между наследниками: Усть-Катавский завод в 1785 году стал собственностью Е.И.Козицкой. Предприятие перестало получать юрюзанский чугун, поэтому его производственные мощности несколько сократились.

В 1797 году на заводе имелась 1 деревянная молотовая фабрика с 4 кричными горнами, 5 молотами, съемными ящичными мехами. В одном корпусе с кричной фабрикой находилась якорная фабрика с 1 горном, для починки разных припасов. Кроме того, функционировали меховая фабрика для изготовления и починки старых кричных мехов и водяных колес, кузница с 2 горнами для починки и производства заводского инструмента, а также лесопильная и мукомольная мельницы. Часть рабочих занималась производством тележных колес и водоносных ведер, красного кирпича, плетением угольных решеток, кладкой и починкой каменных фабричных горнов. Всего на вспомогательных работах в 1817 году числилось 100 человек. В 1810 году завод перешел к князьям Белосельским-Белозерским. В первой половине XIX века специализация завода существенно не менялась. Кричные фабрики ежегодно производили до 100 тысяч пудов полосового и сортового железа. В кузнечном цехе, оборудованном 6 кузнечными и 3 гвоздарными горнами, производили топоры, лопаты, багры, кайлы, гвозди, скобы и подковы. В 1820 - 1830-е годы производство железа постепенно росло: в 1838 году получено 91,8 тысяч пудов, в 1842 году — 111,6 тысяч пудов, в 1844 году — 128,6 тысяч пудов.

В 1846 году на заводе внедрен пудлинговый способ производства железа с использованием древесного угля: установлены 2 пудлинговые и 2 сварочные печи, сварочно-прокатный стан и обжимной молот для обработки пудлинговых кусков. Кричное производство сохранилось, поэтому продолжали действовать 8 кричных горнов и 2 молотов. Выделка железа в горнах осуществлялась при помощи 2 воздуходувных машин (из них 1 запасная). На 1 короб древесного угля производилось в среднем 8,6 пудов железа. В 1857 году на заводе трудилось 665 человек. В начале 1860-х годов введено производство цементной стали, в среднем до 9 тысяч пудов в год. В течение следующих десятилетий пудлинговое производство продолжало расширяться, а количество кричных горнов к 1880-м годам сократилось до 5.

В 1880-1890-х годах на заводе в небольших размерах существовали кричное, пудлинговое, стальное, токарное, кузнечное и столярное производства, большая часть оборудования была устаревшей. В этот период на заводе имелись 5 кричных горнов, 11 вододействующих молотов, 6 пудлинговых и 3 (две обычных, одна системы Сименса) сварочных печи, 3 прокатных стана и 4 сталетомительные печи. Энергетическое хозяйство состояло из 15 водяных колес общей мощностью в 408 лошадиных сил. В 1886 году кричные горны перестроены для работы по шведско-ланкаширскому способу. 3авод производил кричные куски и болванку, пудлинговое железо и мильбарс, из которых изготовлялись готовое железо, сталь и металлические изделия. В 1883 году произведено 22,3 тысяч пудов кричной болванки, 148,4 тысяч пудов пудлингового железа, из которых приготовлено 137,9 тысяч пудов готового железа, 3 тысячи пудов металлических изделий. В 1889 году произведено 23,7 тысяч пудов кричной болванки, 141,7 тысяч пудов пудлингового железа, из которых приготовлено 134,5 тысяч пудов готового железа, 5,6 тысяч пудов металлических изделий.

С проведением в 1890 году в непосредственной близости от завода железной дороги изменился не только характер доставки его продукции на рынок, но и отчасти профиль самого предприятия. Значительную роль получило производство железнодорожных костылей и скреплений, которые во второй половине 1890-х годов составляли большую часть производимых здесь железных и стальных изделий. В 1899 году предприятие со всем оборудованием и с 40 тысячами десятин земли, выделенными из лесной дачи Катавских заводов, продано бельгийскому Южно-Уральскому металлургическому обществу за 1400 тысяч франков. Новые владельцы планировали переоборудовать завод для производства товарных вагонов, а прежние рассчитывали таким образом получить крупного потребителя железа Катав-Ивановского и Юрюзанского заводов. Бельгийские предприниматели, уплатившие за завод сумму превышавшую его реальную стоимость, рассчитывали на высокие прибыли в условиях быстрого развития российского железнодорожного транспорта. Однако в начале XX века из-за экономического кризиса и последующей депрессии спрос на вагоны упал, а переоборудование завода затянулось. В 1900 году построены и пущены литейная с 2 вагранками, 9 гидравлических прессов, двухместная нагревательная печь, окончено строительство рессорной фабрики и 5 томильных печей, установлены паровая машина в 600 лошадиных сил и станки для обточки бандажей, осей и для выделки вагонных колес.

В 1903 году завод стал собственностью К.Э. Белосельского-Белозерского, от которого в 1917 году перешел к Белорецкому акционерному обществу.

Производительность Усть-Катавского завода в 1764-1899 годах, тысячи пудов

Годы Железо Годы Железо Годы Железо
1764 4,6 1845 144,5 1900 186,2
1770 32,4 1850 104,8 1901 158,1
1772 44,3 1855 117,1 1902 184,5
1773 19,7 1860 126,3 1903 160,7
1775 3,2 1862 48,5 1904 221,1
1780 32,1 1863 194,3 1905-1906 Не производилось
1785 37,5 1870 121,4 1907 132,1
1790 48,0 1875 204,5 1909-1912 Не производилось
1800 52,4 1880 150,7 1913 237,7
1805 34,2 1885 133,1 1914 129,5
1823 64,2 1890 139,6

В мае 1918 года национализирован. В годы гражданской войны завод был разрушен, но в 1922 году восстановлен и производит запасные части для железной дороги. С 1925 года завод начинает выпускать пассажирские вагоны третьего класса, с 1926 года — двухосные крытые вагоны грузоподъемностью 20 тонн. С 1926 года по 1931 год было изготовлено крытых вагонов 1192 штуки, узкоколейных платформ — 3758 штук. В 1933 году вступил в строй новый сталелитейный цех. В 1936 году начато производство трамвайных вагонов конструкции Мытищинского завода. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на производственных площадях предприятия был размещен артиллерийский завод №13 имени С.М. Кирова Наркомата вооружения. 16 сентебря 1945 года за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску артиллерийского вооружения завод награжден орденом Трудового Красного Знамени С 1969 года завод освоил выпуск полностью электрифицированных трамвайных четырехосных вагонов новой модели КТМ-5М. Для улучшения качества продукции в 1970-е годы в производстве используется литье под давлением, плазменная резка листовых деталей, цветное и стальное литье в кокиль, плазменное напыление нитратом титана, диффузионно-вакуумная пайка и другое. В 1980-е годы завод ежегодно производит более 700 трамваев.

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

Каледин Н.Д. Среди вершин. Очерк истории Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М.Кирова. Челябинск, 1992.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Усть-Катавский завод Общая карта

Общая карта

Усть-Катавский завод Местная карта

Местная карта