Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Верхнесалдинский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1778   Специализация:Ж,Ч
Год закрытия:1958   Владелец:Демидовы, казна

Верхнесалдинский чугуноплавильный и железоделательный (в советское время — металлургический) завод, старейший металлургический завод Среднего Урала, в конце XVIII-XIX веков — один из ведущих заводов Нижнетагильского посессионного горного округа Демидовых.

Основан Никитой Акинфиевичем Демидовым на реке Салде, притоке реки Тагил, в 36 верстах к северо-востоку от Нижнетагильского завода и в 10 верстах западнее от ранее построенного Салдинского (Нижнесалдинского) завода, вверх по течению реки, «на государственных порозжих и кортомленных у вогулич землях». С разрешением на строительство нового доменного и молотового завода на реке Салде Н.А. Демидов обратился в Берг-коллегию в 1773 году, тогда же он ходатайствовал о прибавке к его заводам лесов, которые обеспечили бы действие заводов «на 100 лет». Направленный в 1775 году Берг-коллегией «для освидетельствования» пригодности выбранного места «к заведению завода и рудников», унтершихтмейстер Рязанов подтвердил, что место для строительство завода «способно» и вновь построенный завод может действовать с домной и 4 молотами, и, кроме того, имеет «железной руды три надежных приимка», то есть рудника.

К строительству завода приступили в 1775 году. По решению Берг-коллегии от 9 октября 1777 года к заводу отошли леса по левую сторону реки Тагила, на которые претендовал ранее владелец Алапаевских заводов С.Я. Яковлев. На строительство завода было переведено 80 семей крепостных крестьян из Нижегородских, Костромских и Вятских вотчин и добровольно переехало 25 семей из Нижнетагильского завода. Позднее рабочие кадры завода пополнены за счет присылки крепостных крестьян из центральной России и Черниговской губернии и переведенных с других заводов Демидова.

Были сооружены доменная и молотовая фабрики, кузница и лесопильная мельница, заводская контора и дома для рабочих и служащих. Плотина имела длину в 175 саженей (373,4 метра), ширину — 30 саженей (64 метра), пруд разлился на 5 верст, но напор воды у плотины был невелик — 6 аршин (4,26 метра). Оборудование завода составили две большие, мощные по тем временам, доменные печи высотой в 16 аршин (11,4 метров) — Нижнетагильская домна имела высоту. 12 аршин (8,5 метров); 2 кричных молота (позднее их число увеличилось до 3-4) и 5 верхнебойных водяных колес. Завод был пущен и выдал первый чугун 6 декабря 1778 года.

Доменные печи завода могли выплавлять каждая в сутки до 450 пудов чугуна. Но, по существовавшей тогда традиции, постоянно в действии была только одна домна, вторая считалась запасной и работала очень редко — во время ремонта первой домны или в чрезвычайных ситуациях. Главной задачей завода было снабжение чугуном железоделательных производств Нижнесалдинского передельного завода. Железоделательное производство в первые годы действовало слабо, в 1779 году было выковано только 2,4 тысячи пудов железа. Зато работа чугуноплавильного производства была сразу же чрезвычайно успешной.

Обширный заводской пруд снабжал завод достаточным количеством гидроэнергии. Приписанная к заводу лесная дача, по данным межевания 1840-1850-х годов, имевшая площадь в 109 тысяч десятин, из которых 98,6 тысяч десятин находились под лесом, позволяла не только в достатке получать древесный уголь и дрова, но и поставляла значительное количество топлива для Нижнетагильского и Нижнесалдинского заводов. Руда — высококачественный магнитный железняк с содержанием железа в 62-65% — привозилась из Нижнего Тагила с Высокогорского рудника, частично использовалась руда — бурый железняк местного Журавлевского рудника.

Хорошо обеспеченный топливно-сырьевыми и гидроэнергическими ресурсами и рабочей силой, завод в 80-90-х годы XVIII века стабильно выплавлял ежегодно от 155,5 до 197,9 тысяч пудов чугуна (исключение составили только три года: 1785 год — 76,4 тысяч пудов, 1792 год — 68,6 тысяч пудов, 1796 год — 111,4 тысяч пудов), что в то время было большой редкостью, среднегодовая выплавка чугуна за десятилетие 1781–1790 годов, составила 166,7 тысяч пудов, за десятилетие 1791–1800 годов — 161,5 тысяч пудов. Завод стал изготовлять не только полосовое, но и сортовое железо, выковал в 1800 году железа 35,1 тысяч пудов.

По Генеральному описанию 1797 года, на заводе имелись 1 доменная и 3 молотовые фабрики, оборудование состояло из 2 доменных печей, 6 кричных горнов и 3 кричных молотов, 1 колотушечного горна и 1 колотушечного молота. При заводе находилось 313 крепостных мастеровых и работных людей (собственных заводовладельца) и 20 казенных, всего — 333 души мужского пола. Приписных крестьян завод не имел. За заводом числились 3 железных местных рудника, но действовали ли они, в описании не показано.

В конце 90-х годов XVIII века доменное производство реконструировано, вместо старых клинчатых деревянных мехов установлены цилиндрические меха, что позволило сразу же увеличить в значительных размерах выплавку чугуна: уже в 1798 году она поднялась до 221,1 тысяч пудов, а в 1802 году составила 277,6 тысяч пудов. Среднегодовая выплавка чугуна на заводе в 1801–1806 годах доведена до 231,9 тысяч пудов, тогда как за предыдущие 10 лет равнялась только 161,5 тысяч пудов, то есть увеличилась на 30%.

В первой половине XIX века, с сокращением, а затем и почти полным прекращением российского экспорта железа, с вытеснением российского металла с мирового рынка, на который Нижнетагильские заводы отправляли значительную часть своей продукции, и необходимостью переориентации на внутренний рынок, завод замедлил свое развитие, но внедрение технических нововведений и усовершенствований на нем продолжалось, а в 30-50-х годах XIX века весь завод, по сути, был заново перестроен. В XVIII-начале XIX века все заводские здания и сооружения, за исключением печей и горнов, были деревянными. Теперь деревянные постройки стали заменяться каменными.

Чугуноплавильное производство, в связи с неустойчивостью рыночной конъюнктуры, испытывало большие колебания. Выплавка чугуна в первые два десятилетия XIX века находилась на уровне конца XVIII века и только в 30-е годы наметился ее подъем. В 30-е годы по проекту архитектора А.П. Чеботарева построена новая кирпичная доменная фабрика, носившая конструктивные элементы русского классицизма. Доменные печи были перестроены, их высота и объем увеличены, при них установлены 2 воздуходувные машины с чугунными цилиндрами. В 1845 году построены 2 рудообжигательные печи, что позволило улучшить подготовку руды к плавке. В 1856 году установлена воздуходувная машина, купленная во Франции, которая приводилась в действие паровой машиной и давала более сильное и равномерное дутье. Выплавка чугуна составила: в 1837 году — 325,2 тысяч пудов, в 1851 году — 290 тысяч пудов, в 1860 году — 780,9 тысяч пудов. В 30-х годах установлена вагранка, развернуто литейное производство, отливались чугунные части для машин и так далее.

Более равномерно развивалось железоделательное производство, действовали 3-4 кричных молота, в 50-е годы их число увеличено до 9. В 40-е годы по проекту архитектора А.З. Комарова построен из кирпича новый кричный цех высотой в 3,3 сажени (7 метров), спаренный с другим кричным цехом, между которыми проходил крытый водовод, предохранявший воду в ларях от замерзания. С увеличением числа кричных молотов каждый из них стал обслуживать только один кричный горн, а не два, как это было прежде. Воздух к горнам подавался от одной центральной воздуходувной машины, приводившейся в действие водяным колесом. Выковано кричного железа: в 1807году — 48,7 тысяч пудов, в 1822 году — 53,9 тысяч пудов, в 1837 году — 46 тысяч пудов, в 1851 году — 61 тысяча пудов. Здесь же изготовлялись кованые гвозди.

В 40-е годы организовано прокатное производство. В 1848 году в прокатной («катальной») фабрике находились 3 листокатальных «машины» (стана), 6 нагревательных («калильных») печей, 2 ножниц для резки железа, 2 железоделательных и 2 гладильных молота. Изготовлялось сортовое и листовое кровельное железо. После прокатки на станах сортовое железо проковывалось под 2 железоделательными молотами, окончательная отделка кровельного железа велась 2 гладильными молотами.

В 50-е годы введено пудлинговое производство, выявившее свои явные преимущества перед кричным способом: в 1852 году пущены 2 пудлинговые печи, к 1859 году их число увеличено до 8. Пудлинговая болванка вся отправлялась на Нижнесалдинскии завод, где прокатывалась на сортовое железо или железные рельсы.

Энергетическое хозяйство завода в 40-х годах составляли 15 водяных колес. Совершенствовался межзаводской транспорт. По инициативе управителя Салдинских заводов Я.С. Колногорова, с 1858 года полуфабрикаты — кричная и пудлинговая болванка и куски — стали доставляться на Нижнесалдинский завод не гужевым, дорогим и ненадежным, особенно в распутицу, транспортом, а дешевым водным — на баржах по реке Салде и Нижнесалдинскому пруду. Такие перевозки продолжались до 1881 года.

Построенные в 30-50-х годах в стиле классицизма производственные корпуса, а также здание заводоуправления, сооруженное в 1858 году по проекту архитектора А.П. Чеботарева в классическом стиле, с колоннами и фронтоном с лепниной, сохранившиеся до настоящего времени, являются замечательными памятниками промышленной архитектуры XIX века.

В 1859 году оборудование завода составляли 2 доменные печи, 1 вагранка, 9 кричных горнов, 8 пудлинговых печей, 16 водяных колес общей мощностью в 340 лошадиных сил и 3 паровые машины общей мощностью в 60 лошадиных сил. Выплавленный на заводе чугун переделывался в кричную и пудлинговую болванку, которая для окончательной обработки отправлялась на другие заводы. В 1860 году на заводе «употреблялось в работы» 1101 человек.

Отмена крепостного права в 1861 году сопровождалась волнениями среди рабочих, их отказом принять уставные грамоты, массовым уходом с работ, что привело к снижению выплавки чугуна с 780,9 тысяч пудов в 1860 году до 588,5 тысяч пудов в 1862 году, то есть на 41,2%. Число рабочих с 1113 человек в 1861году снизилось до 750 в 1863 году, то есть уменьшилось на 31,9%. Переход на вольнонаемный труд и возрастание стоимости рабочей силы заводовладельцы пытались компенсировать вводом новых металлургических агрегатов и внедрением технических усовершенствований. В 1860-1863 годах пущена третья доменная печь, кричное производство прекращено, кричные горны демонтированы, число пудлинговых печей с 8 увеличено до 12, установлена вторая вагранка. Реконструировано энергетическое хозяйство: число водяных колес с 16 уменьшено до 6, демонтирована старая паровая машина в 15 лошадиных сил, вместо нее в 1865 году поставлена паровая машина в 70 лошадиных сил с котлами, нагревавшимся жаром от пудлинговых печей. С 1863 года производительность завода стала возрастать, а в 1868 году он выплавил уже 997,3 тысяч пудов чугуна. Завод стал выковывать ежегодно по 400 тысяч пудов и более пудлингового железа, которое в кусках и складках перевозилось для переработки на Нижнесалдинский завод.

До середины 70-х годов выплавка чугуна при действии трех доменных печей поддерживалась на уровне от 750 тысяч до 1 миллиона пудов (1869 год — 895,3 тысяч пудов, 1870 год — 747,2 тысяч пудов, 1873 год — 1002,5 тысяч пудов, 1875 год— 872,5 тысяч пудов). Доменное производство продолжало совершенствоваться: в 1877-1880 годах при домнах установлены новые воздуходувные машины, улавливаемые доменные газы стали использоваться для обогрева котлов. Но с введением в 1872-1878 годах на Нижнесалдинском заводе собственного доменного производства, сооружением там трех доменных печей, необходимость в чугуне Верхнесалдинского завода сократилась, а вместе с тем стало падать и значение завода в комплексе горнозаводского хозяйства Нижнетагильского горного округа. Выплавка чугуна стала сокращаться: с 872,5 тысяч пудов в 1875 году она упала до 463,2 тысяч пудов в 1880 году и 420,7 тысяч пудов в 1885 году. В пудлинговом цехе установлены 5 сварочных печей, в прокатном цехе: в 1877 году — 3-й рельсопрокатный стан для содействия Нижнесалдинскому заводу в выполнении заказов на рельсы, в 1879 году — 4-й сортокатальный стан, приводившийся в движение паровой машиной. С 1879 года началось во все увеличивавшихся масштабах применение луньевского каменного угля, доставляемого по Горнозаводской железной дороге.

Выплавляемый чугун перерабатывался в пудлинговую болванку, которая частично отвозилась на Нижнесалдинский завод, но значительная часть ее переделывалась в готовое железо (сортовое и листовое) на самом заводе. Так, в 1882 году завод изготовил 200,3 тысяч пудов готового железа, в том числе: сортового — 106,З тысяч пудов (53%), листового и кровельного — 93,4 тысяч (46,6%). В пудлинговом цехе в начале 80-х годов началась замена старых печей более совершенными и более экономичными газопудлинговыми и сварочными печами Сименса. В прокатном цехе поставлен в 1889 году мощный прокатный стан с водяной турбиной Жирарда для выделки сортового железа. Завод стал специализироваться на выпуске сортового железа, которое в изготовляемой им продукции заняло доминирующее место.

В период промышленного подъема 90-х годов XIX века основные производства были существенным образом реконструированы. В 1890-1892 годах две доменные печи переведены на горячее дутье, верхняя часть их корпусов перестроена, высота и объем увеличены, при них установлен воздухонагревательный аппарат Массика и Крука. Старая третья домна остановлена и демонтирована, на заводе затем продолжали действовать только две доменные печи. В 1894 году поставлен второй воздухонагревательный аппарат, в 1896 году перестроена с основания доменная печь № 2, ее шахта заключена в новый железный кожух, охлаждаемый снаружи водою, горн облицован железом. В 1900 году установлена шахтная рудообжигательная печь Вестмана. Выплавка чугуна на заводе с 481,8 тысяч пудов в 1890 году поднялась до 580,1 тысяч пудов в 1895 году и 805,1 тысяч пудов в 1900 году, то есть приблизилась к уровню середины 1870-х годов.

Производительность Верхнесалдинского завода в 1780-1890 годах, тысячи пудов

Годы Чугун Железо Годы Чугун Железо
1780 162,7 2,4 1861 701,4 Сведений нет
1790 165,6 Сведений нет 1862 588,5 «
1800 179,5 35,1 1863 623,5 «
1802 277,7 Сведений нет 1868 997,3 «
1807 157,3 48,7 1870 757,2 «
1822 213,6 53,9 1875 87235 «
1837 325,2 46,0 1880 463,2 211,6
1851 290,0 61,0 1882 615,9 200,3
1859 737,5 Сведений нет 1885 420,7 182,2
1860 780,9 « 1890 481,8 216,8

Пудлингово-сварочный корпус в 1892 году был основательно перестроен к концу 90-х годов число сварочных печей Сименса увеличено до трех, взамен старых пудлинговых печей Боэциуса построена печь Шпрингера. В 1894 году построена газосварочная печь с торфяным генератором. В 1900 году цех имел 4 пудлинговых и 4 сварочных печи. Значительно увеличены прокатные мощности. В 1891 году построен из металлоконструкций новый корпус листоотделочной фабрики, в 1892 году — новый корпус листокатальной фабрики. В 1894 году установлены среднесортный универсальный прокатный стан шведской фирмы «Цвейберг», круглая пила для обрезки железа в холодном состоянии, в 1900 году — станок Вагнера для правки и обрезки заусенков углового железа. К концу XIX века на заводе действовали 3 прокатных стана: два сортопрокатных стана «дуо» — на первом при паровой машине в 70 лошадиных сил на 5 клетях изготовлялось черновое железо для сортов и сортовое железо, на втором при водяной турбине в 60-80 лошадиных сил на 3 клетях прокатывались мильбарс и красная болванка (для прокатки красного листового железа), и универсальный стан шведской фирмы, на котором прокатывались исключительно плоское и угловое железо. В 1896 году завод изготовил 444,5 тысяч пудов готового железа, в том числе сортового — 320 тысяч пудов (72%), мостового и кессонного — 72,1 тысяч пудов (16,2%), лопастного — 26,6 тысяч пудов (6%), листового и кровельного — 25,1 тысяч пудов (5,6%).

В 1893 году построена мартеновская печь емкостью в 12 тонн, которая в марте 1894 года выдала первую литую сталь. Печь работала на дровяном генераторном газе, загрузка шихтой и передвижение ковшей для разливки стали производились вручную. Первоначально печь работала с перебоями из-за прогорания внутренней облицовки печи, выложенной из кварцевого кирпича. Было выплавлено мартеновской стали в 1895 году — 485,4 тысяч пудов, в 1900 году — 549,8 тысяч пудов. В 1897-1902 годах заводом управлял выдающийся русский металлург и ученый В.Е. Грум-Гржимайло. Под его непосредственным руководством на заводе построены первые мартеновские печи, он разработал технологию производства динаса, что позволило организовать бесперебойную и ритмичную работу мартеновских печей.

В качестве топлива завод все в больших количествах использовал каменный уголь, его было употреблено: в 1883 году — 60 тысяч пудов, в 1900 году — 150,2 тысяч пудов. С начала 90-х годов стало применяться печное углежжение, в 1897 году имелось 8 углевыжигательных печей и строилось еще 12. Деревянные водопроводные трубы были заменены железными. В 1900 году завод имел 6 водяных колес мощность в 180 лошадиных сил (25% общая мощность всех двигателей завода), 6 водяных турбин мощностью в 195 лошадиных сил (27,1%), 5 паровых машин мощн. в 251 лошадиных силы (34,9%), 4 локомобиля в 94 лошадиных силы (13%), то есть более половины энергетической мощн. (52,1%), давали водяные двигатели, которые оставались основой энергетического хозяйства завода. В 1896 году проложена подъездная железная дорога, соединившая завод с Нижним Тагилом и общероссийской железнодорожной сетью, что улучшило его транспортные условия.

В 1895 году на заводе занято 1724 рабочих (649 — на основных производствах, в том числе 175 — при доменном производстве, 170 — при мартеновском, 304 — при железоделательном, и 1011 — на вспомогательных работах), в 1900 году — 2002 человека (на заводских работах — 821, на вспомогательных - 1181).

В годы экономического кризиса 1900-1903 года и последующей промышленной депрессии завод сохранил на прежнем уровне выплавку чугуна. Мартеновское производство было расширено, в 1902 году начала строиться, и в 1903 году пущена в ход вторая мартеновская печь емкостью в 20 тонн. В 1903 году в мартеновском цехе установлен новый паровой кран, к цеху проложены рельсовые пути. Выплавка стали в 1903 году достигла 748,8 тысяч пудов, в 1904 году — 870,5 тысяч пудов, в 1911 году — 1728 тысяч пудов. С развитием мартеновского производства пудлингование стало сокращаться (1890 год — 325,6 тысяч пудов, 1900 год — 221,9 тысяч пудов, 1904 год — 122,7 тысяч пудов), а затем совсем остановлено.

Поскольку в годы кризиса цены и спрос на сортовое железо резко упали, а цены и спрос на кровельное железо стали высокими, началась перестройка прокатных устройств на выпуск листового кровельного железа. В 1902 году сортопрокатный стан приспособлен для прокатки кровельного железа, в прокатном цехе построена новая листокатальная печь. Производство сортового железа в 1900-1904 годах сократилось до 50- 60 тысяч пудов в год, а все остальное железо до 400 тысяч пудов стало выпускаться в виде листового кровельного. Новый промышленный подъем, начавшийся с 1909-1910 годов, и поступившие железнодорожные заказы позволили вернуться к выпуску среднего и мелкосортного железа, мелких рельсов и профилей. Специализация на прокатку сортового железа была окончательно закреплена установкой сортопрокатного стана дуо «600» с приводом от паровой машины мощностью в 215 лошадиных сил. В 1911 году завод выплавил 817,5 тысяч пудов чугуна, 1728 тысяч пудов мартеновских слитков, приготовил 82,5 тысяч пудов пудлинговой болванки, выдал 589,2 тысяч пудов прокатных продуктов, в том числе: сортового железа — 309,5 тысяч пудов, железнодорожных скреплений — 256,7 тысяч пудов, рельсов — 23 тысячи пудов. На заводе в 1911 году было занято рабочих: на основных производствах — 743 человека, на вспомогательных производствах — 186 человек, всего — 929 человек.

Ухудшившееся в годы экономического кризиса и промышленной депрессии финансово-экономическое положение Нижнетагильских заводов заставило заводовладельцев разработать проект технической реорганизации хозяйства округа предусматривавший закрытие мелких нерентабельных заводов и концентрацию производства на нескольких главных заводах. Согласно этого проекта, доменное производство на Верхнесалдинском заводе прекращалось, он должен был прокатывать из слитков Нижнесалдинского завода сортовое железо в объеме до 3 миллионов пудов в год. В 1911 году завод выплавил 817,5 тысяч пудов чугуна, в 1912 году — 188,3 тысяч пудов, после чего выплавка чугуна на заводе больше не производилась, а обе доменные печи были демонтированы.

Устаревшее пудлинговое производство было ликвидировано. Сохранив две мартеновские печи и два сортопрокатных стана, завод специализировался на выпуске сортового железа. Чугун доставлялся из Нижнесалдинского и Нижнетагильского заводов. В 1916-1918 годах прокатный цех подвергнут коренной реконструкции: вместо среднесортового и универсального станов установлен стан «трио», приводившийся в действие двумя локомобилями общей мощностью в 1000 лошадиных сил, перестроены нагревательные печи. С 1912 года завод стал получать электроэнергию от гидроэлектростанции мощностью в 150 киловатт, в 1099-1912 годах пущена Алапаевская ветка, соединившая железнодорожным путем завод с Нижней Салдой и Алапаевском. В 1913 году завод произвел прокатных продуктов 1000,5 тысяч пудов, в том числе сортового железа — 467 тысяч пудов, железнодорожных скреплений — 417,7 тысяч, рельсов — 75,7 тысяч, балок — 40,1 тысяч пудов. В 1914 году выплавлено мартеновских слитков 1560,2 тысяч пудов.

В годы Первой мировой войны завод выполнял военные заказы, изготовлял колючую проволоку и снарядные заготовки. Однако в связи с мобилизацией значительной части рабочих в армию, рабочих рук, особенно на заготовке древесного угля дров, не хватало, их дефицит пытались восполнить трудом военнопленных.

После Февральской революции, в марте 1917 году создан Совет рабочих депутатов, который после установления Советской власти в Петрограде взял власть в поселке в свои руки. В начале 1918 года на заводе было занято 1360 рабочих. Декретом Совнаркома 31 января 1918 года завод национализирован, им стал управлять заводской Деловой совет, состоявший из 6 человек — 3 рабочих, 2 техников и 1 служащего. Были сформированы из рабочих красногвардейские отряды, летом 1918 года принявшие участие в боях против чехословаков и подавлении восстаний в Невьянске и в районе Висимо-Уткинского и Висимо-Шай-танского заводов. Осенью 1918 году завод оказался в зоне боевых действий гражданской войны, отряды из рабочих завода вошли в состав различных частей III армии, помогли окруженным в районе Салды полкам пробиться на север через леса и болота на Кушву на соединение с основными силами Красной Армии. Завод был остановлен, во время пребывания в заводском поселке белогвардейцев — с 22 сентября 1918 года по 20 июля 1919 года — бездействовал, был разграблен и частично разрушен.

Производительность Верхнесалдинского завода в 1895-1917 годах, тысячи пудов

Годы Чугун Железо пудлинговое (полупродукт) Мартеновская сталь Готовые изделия из железа и стали
1895 580,1 181,3 491,1 157,1
1900 805,1 221,9 549,8 164,3
1901 809,9 278,8 513,6 589,2
1092 751,5 276,2 560,7 561,1
1903 823,1 173,4 748,8 513,7
1904 833,1 122,7 870,5 465,9
1905 764,2 78,9 831,3 760,8
1906 574,1 106,3 923,0 820,5
1907 565,3 54,3 774,2 518,1
1910 763,3 89,6 1730,4 576,8
1911 817,5 82,5 1728,0 588,8
1912 183,3 30,0 1677,9 723,7
1913 Не производился Не производилось 1634,2 1060,1
1914 « « 1560,2 1242,4
1915 « « 1648,0 Сведений нет
1916 « « 1529,2 «
1917 « « 1140,3 «

Восстановление завода началось уже осенью 1919 года, проходило в трудных условиях голода и хозяйственной разрухи. Были пущены малый мартен и мелкосортный прокатный стан, выпускались мелкий швеллер и заготовки, идущие на изготовление зубьев борон, топоров, штыков и тому подобное, круглое железо, мелкий уголок, мелкая полоса, рудничные рельсы, железнодорожные накладки, шинное железо, сутунка для листокатальных станов Нижнесалдинского завода. Из-за нехватки древесного угля на заготовку дров мобилизовывалось все трудовое население. К началу 1923 года завод имел 2 мартеновские печи мощностью в 15 и 20 тонн, 3 сортовых прокатных стана, 1 вагранку. Оборудование считалось хорошим и находилось в исправном состоянии. Общая мощность. всех заводских двигателей составляла 1485 лошадиных сил. Кроме двух основных цехов — мартеновского и прокатного, имелись вспомогательные цехи — чугунолитейный, ремонтно-механический, железнодорожный, электроцех.

В 1924-1929 годах прокатное производство модернизировано. В 1924 году устаревший стан дуо «600» с приводом от водяного колеса демонтирован. В дальнейшем действовали только два стана: среднесортный и мелкосортный. Мелкосортный стан «250» заменен более мощным мелкосортным станом «280», имевшим в своем составе черновую клеть трио «375». При обоих станах установлены нагревательные методические печи, работавшие на каменноугольном генераторном газе. Двигателями прокатных станов служили паровые локомобили, установленные еще в дореволюционное время. Завод стал специализироваться на выпуске мелкосортного и среднесортного проката. Были введены новые клети, усилено паросиловое хозяйство, построены новые методические печи, весь цех полностью переведен на минеральное топливо.

В 1924-1925 годах завод достиг довоенного (1913 год) уровня производства. В 1920-1927 годах он ежегодно производил от 18 до 24 тысяч тонн мартеновских слитков и до 24 тысяч тонн проката. Однако к концу 1920-х годов оборудование устарело, было сильно изношено, производственные процессы слабо механизированы, на всех производственных операциях — от разделки шихты и завалки мартеновских печей до погрузки готовой продукции — преобладал ручной труд В 1927-1928 годах, накануне первой пятилетки, завод выдал 27,6 тысяч тонн мартеновских слитков, 12,6 тысяч тонн сутунки, 24,1 тысяч тонн сортового железа. Энергетическое хозяйство составляли 5 локомобилей общей мощностью в 2165 лошадиных сил, 1 водяная турбина в 200 лошадиных сил, 2 генератора и несколько электромоторов общей мощностью в 900 киловатт. Было занято рабочих на основных производствах — 1352 человека, младшего обслуживающего персонала — 84 человека, служащих — 104 человека, всего 1540 человек.

С переходом к индустриализации, в годы первой пятилетки, завод не был отнесен к числу реконструируемых предприятий и продолжал работать на старом, дореволюционном оборудовании, вырабатывал сортовое железо, сталь, рельсы, рельсовые скрепления, проволоку, медное литье. Осуществлялась механизация трудоемких работ, было устроено приспособление для оттаскивания горячей прокатной полосы от стана «600», устанавливались транспортеры, подъемные краны, механические вагонетки и тому подобные атрибуты «малой механизации». На заводе действовали 2 мартеновские печи: № 1 — емкостью в 20 тонн, площадь пода 16,3 квадратных метров, с суточной производительностью 66,5 тонн и №2 — емкостью 15 тонн площадь пода 13 квадратных метров, с суточной производительностью в 54,3 тонн. Получая чугун из Нижнесалдинского и Нижнетагильского заводов, мартеновский цех мог производить до 30 тысяч тонн слитков, идущих на сортовой прокат для изготовления профилей к частям сельскохозяйственных машин и строительство конструкций. Поскольку прокатные мощности завода были выше этой цифры, недостающее количество мартеновской болванки доставлялось с Кушвинского завода.

Прокатное оборудование составляли: среднесортный стан трио с 4-мя клетями, диаметром валков 600 миллиметров, длина валков в 1650 миллиметров, 100 оборотами в минуту, суточной производительностью в 90 тонн, приводившийся в действие 3 локомобилями мощностью по 500 лошадиных сил; мелкосортный стан трио с 1 подготовительной клетью с диаметром валков в 250 миллиметров, 220 оборотами в минуту, обслуживаемой локомобилем в 175 лошадиных сил и 6 отделочными клетями с диаметром валков 280 миллиметров, 280 оборотами в минуту, с суточной производительностью в 50 тонн, приводившимися в движение электромотором мощностью в 90 лошадиных сил. Годовая производительность среднесортного стана равнялась 30 тысяч тонн мелкосортного — 20 тысяч тонн. В «Характеристике действовавших заводов черной металлургии Урала», из данных в 1933 году, указывалось, что «прокатное оборудование завода весьма устарело и изношено».

В 1931 году выплавлено 22,4 тысяч тонн мартеновской стали и произведено 25,4 тысяч тонн проката, в 1932 году — 17,3 тысяч тонн стали и 26,4 тысяч тонн проката. На заводе в то время было занято 1331 человек.

В годы второй пятилетки (1933-1937 годах) мартеновские печи укрупнены, емкость увеличена до 20 и 30 тонн, они переведены с древесного топлива на каменноугольный газ, в цехе поставлены новые генераторы, построен новый газопровод, установлены паровой кран и посадочная машина. В прокатном цехе частично обновлено оборудование, локомобили заменены электромоторами, работавшими на электроэнергии, получаемой от Губахинской ГРЭС. В 1932 году освоено производство качественной стали, и уже вскоре она составила значительную долю в продукции завода: в 1934 году выдано качественного проката 6,8 тысяч тонн (17% от общего количества всего проката). За годы пятилетки выпуск проката увеличился с 26,4 тысяч тонн в 1932 году до 41,9 тысяч в 1937 году, то есть возрос на 37%. В 1939 году установлена напольная безрельсовая садочная машина для завалки шихты в мартеновские печи, позволившая полностью ликвидировать ручной труд при загрузке печей шихтой.

В 1939 году, после обследования, проведенного проектной организацией «Гипромез» по заданию треста «Востокосталь», было установлено, что завод выпускает весьма ценные виды проката, крайне необходимые многим заводам, и было сделано заключение о необходимости коренной реконструкции и более узкой специализации завода, но реализации этого предложения помешала война.

В период Великой Отечественной войны завод переключился на выпуск военной продукции. Мартеновский цех перешел на выплавку специальной броневой стали, стал поставлять слитки Чусовскому заводу. С началом войны завод из Наркомата черной металлургии, переведен в Наркомат цветной метлалургии, и получил задание организовать прокатку цветных металлов — меди и латуни, которая успешно осуществлена уже в начале 1942 года на обоих станах. Прокатный цех был радикально реконструирован. В условиях военного времени, не останавливая производства, строители сломали старое здание цеха, вырыли котлованы, забетонировали фундаменты, возвели новое здание и смонтировали металлоконструкции, установили оборудование. Рабочий день был удлинен до 12 часов, кроме строителей треста «Прокатстрой» на сооружении нового цеха сверхурочно трудились рабочие вспомогательных цехов и служащие завода. Завод производил профили, полосы, заготовки из меди и латуни для авиационной, танковой, артиллерийской, патронной и других отраслей оборонной промышленности. Проведенные на заводе опыты по прокатке на его станах алюминия и его сплавов (для чего была построена специальная муфельная печь для нагревания алюминиевых слитков) не дали положительных результатов, и от этого замысла пришлось отказаться.

Производительность Верхнесалдинского завода в 1914-1938 годах, тысячи тонн

Годы Мартеновская сталь Прокат Годы Мартеновская сталь Прокат
1914 25,5 20,3 1928/1929 28,8 Сведений нет
1915 27,0 Сведений нет 1931 22,4 25,4
1916 25,0 « 1932 17,3 26,4
1917 18,7 « 1934 Сведений нет 38,1
1918-1925 Сведений нет « 1936 « 40,5
1926-1927 25,0 « 1937 « 41,9
1927-1928 27,6 24,1 1938 23,0 29,0

В послевоенный период прокатное производство продолжало расширяться и совершенствоваться. Прокатный цех специализировался на выпуске массовых сортов, прокатные станы были механизированы. Выпуск проката в 1950 году достиг 123 тысяч тонн. В 1952 году на станах «600» и «280» паровые двигатели заменены электрическими, в 1956 году нагревательные печи подвергнуты реконструкции. Однако сталеплавильное производство завода оставалось маломощным, устаревшим, его рентабельность была низкой, что, по сути дела, решило дальнейшую судьбу предприятия.

В 1958 году сталеплавильное производство на заводе прекращено, мартеновские печи демонтированы, а сам завод как самостоятельная производственная единица прекратил свое существование, был включен в производственное объединение «Салдинский металлургический завод» в качестве его «Верхнего участка», превратившись в один из прокатных цехов Салдинского металлургический завода.

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

Нижнетагильские и Луньевские заводы наследников П.П. Демидова князя Сан-Донато. Пермь, 1896.

Грум-Гржимайло В.Е. Мартеновская печь Верхнесалдинского завода Нижнетагильского округа. // Сборник статей по мартеновскому делу, 1870-1895. СПб, 1898.

УсановВ.И., ПомасковB.C. История развития производства на Верхнесалдинском заводе в период капитализма, 1861-1900 // Промышленность Урала в период зарождения и развития капитализма. Свердловск, 1989.

Верхняя Салда. Екатеринбург, 1998.

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Верхнесалдинский завод Общая карта

Общая карта

Верхнесалдинский завод Местная карта

Местная карта