Главная » Горные заводы предыдущий завод / следующий завод

Юрюзанский завод


ИНФОРМАЦИЯ
Год основания:1763   Специализация:Ж,Ч
Год закрытия:1908   Владелец:Твердышев, Мясников, Дурасовы, Белосельские-Белозерские

Юрюзанский (Юрюзань-Ивановский) чугуноплавильный и железоделательный завод, металлургическое предприятие, действовавшее на Южном Урале с 50-х годов XVIII века до 1908 года.

Основан компанией И.Б. Твердышева и И.С. Мясникова по указу Правительствующего Сената от 6 ноября 1758 года на левом берегу реки Юрюзань, притоке реки Уфы, на купленной у башкир земле, в 408 верстах к Северо-Востоку от Оренбурга, в 210 верстах к Востоку от Уфы. Весной 1758 года И.Б. Твердышев построил на реке Юрюзань лесопильную мельницу и пришел к выводу, что данное место удобно для молотового производства. Строительство завода началось в мае 1759 года. Предприятие предназначалось для передела чугуна, производимого на Катав-Ивановском заводе, имевшем относительно слабые передельные производственные мощности. 21 февраля 1762 года Берг-коллегия разрешила построить на заводе домну для снижения накладных расходов на перевозку руды с Бакала на Катав-Ивановский завод и чугуна на Юрюзанский завод. Домна построена в 1762 году и пущена в действие 22 февраля 1763 года, одновременно началось производство железа.

В 1763 году плотина имела длину — 120 саженей (255,6 метров), ширину вверху — 18 саженей (38,3 метров). Для спуска лишней воды имелось 2 вешняка шириной по 7,5 саженей (около 16 метров) и высотой по 2 сажени (4,3 метров). Строители заводской плотины недооценили возможности реки Юрюзани. 15 июля 1763 года в результате сильного паводка частично разрушена плотина, пострадала часть заводских построек. Осенью 1763 года плотина отремонтирована, в ней устроен третий вешняк шириной 7 саженей (14,9 метров) и высотой 3 сажени (6,4 метров). К моменту начала производства завод имел фабрики: молотовую с 4 молотами (3 действующими, 1 запасным) и две меховые для изготовления мехов, а также доменную с 1 домной. К концу 1763 года построена вторая молотовая фабрика с 4 молотами. На строительстве завода с 1759 года работало 105 мастеровых, к 1763 году поселено уже 130 дворов крестьян.

В 1770 году на заводе имелись домна с суточной производительностью около 180 пудов чугуна, а также 2 молотовые фабрики с 1 плющильным молотом для плющения жести и 5 кричными молотами. Жесть после плющения лудилась и отправлялась на Катав-Ивановский завод для производства посуды. При заводе существовали якорная кузница для производства больших молотов, а также 2 простых кузнечных горна и обжигальная печь. В 1770-1772 годах построена вторая (запасная) домна. Руда поступала с Бакальских рудников. В 1773 году завод располагал 2 кричными фабриками с 8 молотами и 6 горнами, фабрикой для расковки листового кровельного железа с 8 молотами и 8 печами, якорной фабрикой с 2 горнами. Имелись также 2 колотушечных молота, кузница, резно-плющильная фабрика. Производилось полосовое и листовое кровельное, а также толстое железо для изготовления расковочных молотов. В небольших количествах для собственных нужд производилась сталь и металлические изделия.

В 1773-1775 годах завод дважды подвергался нападению восставших башкир и был сильно поврежден, часть оборудования пострадала очень сильно, часть осталась нетронутой. Восстановительные работы продолжались 2 года: доменное производство возобновлено 15 ноября 1776 года. В 1778 году на предприятии действовали доменная фабрика с 2 домнами, 2 кричные фабрики с 6 молотами (из них 2 запасных) и 4 горнами, плющильная фабрика с 2 горнами и якорная фабрика с 2 горнами. В 1785 году завод стал собственностью дочери И.С. Мясникова Аграфены Ивановны (в замужестве Дурасовой). После раздела фирмы предприятие лишилось возможности отправлять часть своего чугуна на перековку в железо в Симский и Усть-Катавский заводы. Встав перед необходимостью постройки передельного предприятия, А.И. Дурасова основала в 1799 году Минский завод. В 1797 году в кричных фабриках имелось 9 горнов и 12 молотов. В конце XVIII — начале XIX веков завод получал руду с Верхнебуланского, Улановского, Усть-Буланского, Успенского, Ивановского, Охряного, Тяжелого и Куткурского рудников. Наиболее высокое содержание железа было в руде Верхнебуланского рудника (52 %).

В 1803 году завод стал собственностью Н.А. Дурасова. В 1807 году на заводе построена вагранка. В 1809 году, по описанию берг-инспектора П.Е. Томилова, земляная плотина, укрепленная деревянными свинкам, имела следующие параметры: длина — 130 саженей (276,9 метра), ширина — 15 саженей (около 32 метров), высота — 12 аршин (8,5 метров). В каменном корпусе доменной фабрики находились две домны, действующих при помощи цилиндрических деревянных мехов. В двух каменных кричных фабриках работали 22 горна и 15 молотов (в первой — 12 горнов и 8 молотов, во второй — 10 горнов и 7 молотов), действующих при помощи 43 цилиндрических деревянных мехов. Во второй кричной фабрике имелись также 1 плющильный стан и 2 печи, кроме того, на заводе действовали плющильная фабрика с 1 станом и 1 печью, токарная фабрика для обточки валков, каменная кузница с 9 кузнечными горнами, меховая фабрика, фабрика для разбивки извести с 1 колотушечным молотом, якорная фабрика с 2 горнами, 1 проволочная, 1 сушильная, а также 2 лесопильная и мукомольная мельницы и ряд складов.

В 1812 году Н.А. Дурасов предпринял попытку продать завод, но договор о продаже опротестован двоюродной сестрой Дурасова, княгиней А.Г. Белосельской-Белозерской, владевшей Катавскими заводами. В результате завод перешел к Белосельской-Белозерской. В 1830 году княжна Екатерина Александровна Белосельская-Белозерская вышла замуж за генерал-адьютанта И.О. Сухозанета, получив завод в приданое. В конце 30-х годов средняя производительность составила 220 тысяч пудов чугуна, 120 тысяч пудов разносортного железа, 6 тысяч пудов стали, 1,5 тысяч пудов чугунного литья в год. В конце 30-х годов заводу принадлежали 14 рудников, из которых разрабатывалось 7. Руды в основном состояли из глинистого железняка с примесью желтой и красной охры, а также бурого и синеватого железняка. Руда перед употреблением обжигалась. В этот период лесная дача состояла из 118 тысяч десятин лесных угодий, из которых ежегодно вырубалась 1/85 часть.

В начале 40-х годов построена новая каменная плотина, укрепленная чугунными свинками, с 3 прорезами общей шириной в 30 саженей (27,9 метра). В 1842 году организовано специальное общество заводчиков по обеспечению строящейся железнодорожной сети рельсами русского производства, во главе которого поставлены И.О. Сухозанет и Э.А. Белосельский-Белозерский (владелец Катавских заводов). На заводе сделана попытка наладить рельсопрокатное производство, которая оказалась неудачной. В 1848 году введено пудлингование, первое пудлинговое железо получено в 1851 году. В 50-е годы юрюзанские домны имели след. параметры: высота от лещади до верхнего края колошника — 19 аршин (13,5 метра), ширина в распаре — 5,5 аршин (3,9 метра), ширина в верхней части — 3,5 аршин (2,9 метра). При домнах действовала четырехцилиндровая воздуходувная машина с приводом от водяного колеса. Железо производилось на 3 кричных фабриках с 19 горнами и 31 молотом. На 1 короб древесного угля выделывалось 8,5 пудов железа. Железо Юрюзанского завода было качественнее продукции Катавского и Симского заводов. В кричных фабриках находились 4 четырехцилиндровые машины для воздуходувки.

Кроме того, действовали резноплющильная фабрика с 2 плющильными, 1 резным и 1 проволочным станами, 4 сталетомительные печи, кузница с 10 горнами, в которых из железа изготовлялись топоры, лопаты, костыли, сошники, лемеха, кайлы, долота, цепи, гвозди, скобы и подковы. В этот период на основных работах трудились 260 человек, на вспомогательных — 541 человек. В 1851 году началось строительство третьей домны, которая пущена в действие в 1855 году. В 1859 году на заводе кроме кричных фабрик действовала сварочно-пудлинговая с 5 пудлинговыми и 5 сварочными печами общей производительностью до 100 тысяч пудов железа в год. Расширение пудлингового производства привело к сокращению кричного (к началу 60-х годов осталось 25 молотов).

В 1860-е годы объемы продукции заметно сократились. Ставший с 1861 года заводовладельцем, А.И. Сухозанет мало заботился о развитии производства, к тому же предприятие часто страдало от разливов бурной реки Юрюзань, особый урон был нанесен наводнением 1862 года, после которого плотина и фабрики восстанавливались в течение нескольких лет. Отрицательно влияла на производственные показатели нездоровая социальная обстановка, которая сложилась еще при И.О. Сухозанете. На заводе нередко происходили волнения, многие рабочие вынуждены были покинуть завод в результате сокращения производства. В 1868 году завод остановлен из-за финансовой несостоятельности заводовладельца и отдан в аренду Н.И. Севастьянову, который возобновил выплавку чугуна в декабре 1868 года.

В 1873 году арендатором завода стал князь К.Э. Белосельский-Белозерский, который стал наращивать объем производства. В 70-х — начале 80-х годов производство чугуна увеличилось более чем в 1,5 раза, значительно расширилось пудлинговое производство. В 1876 году на одной перестроенной домне, имевшей высоту 50 футов (15,2 метра), введено в качестве опыта горячее дутье. В начале 80-х годов сохранившиеся кричные горны перестроены для работы по шведско-ланкаширскому способу, построены прокатные станы для выделки котельного железа и рельсовых скреплений. На заводе появились первые паровые машины, приводившие в движение молот для обжимки пудлинговых кусков и станки токарно-механической фабрики.

Энергетическое хозяйство в 1883 году состояло из 14 водяных колес общей мощностью в 580 лошадиных сил, 4 паровых машин общей мощностью в 320 лошадиных сил. На заводе имелись 1 домна холодного и 2 домны горячего дутья, 2 воздуходувных машины, 1 воздухонагревательный прибор, 4 кричных горна, 6 вододействующих и 2 паровых молота, 13 пудлинговых и 10 сварочных печей, 5 прокатных станов, 4 сталетомительных печи, 1 вагранка и 1 отражательная печь. В этот период завод из-за расстройства лесного хозяйства, пострадавшего от масштабной вырубки лесов на продажу, столкнулся с проблемой нехватки древесного топлива на производственные нужды, что сдерживало рост выплавки чугуна. Заводовладелец пытался найти выход из этой ситуации, закупая штыковой чугун для передела в железо на Златоустовских заводах.

В 1891 году завод стал собственностью К.Э. Белосельского-Белозерского, который продолжил курс на обновление производственных мощностей. В середине 90-х годов на заводе ликвидировано кричное производство, старые пудлинговые печи стали заменяться регенеративными печами системы Шпрингера, все домны переведены на горячее дутье. С проведением в 11 верстах от завода железной дороги заметное место среди производимой продукции стали занимать железнодорожные скрепления и мостовые части. С 1895 года значительная часть пудлинговых и сварочных печей стала использовать в качестве топлива нефтяные остатки. Это позволило сократить потребление древесного топлива. В конце XIX века руда поступала с рудников, расположенных за 60 верст от завода. Эта руда содержала до 65 % железа.

В конце XIX века три домны имели высоту от лещади до колошника соответственно 12, 11,9 и 13 метров, практиковалась ручная засыпка руды и угля. Первые две домны выплавляли в сутки по 725 пудов чугуна, третья, построенная в 1898 году, давала 1032 пуда. 2 воздухонагревательных прибора силезской системы нагревали воздух до 230° С. В пудлинговом цехе действовали 2 печи Шпрингера, работавшие на генераторном газе, и 5 двухместных печей, работавших на нефтяных остатках или дровами. В этом цехе находились 3 молота: паровой в 2 тонны и 2 водяных. Кроме того, имелись 6 прокатных станов и 11 сварочных печей, 20 кузнечных горнов, действовали также механический цех, разделенный на токарное и слесарное отделения, столярная мастерская, гончарное производство. Энергетическое хозяйство составляли 15 водяных колес, 2 турбины и 4 паровых машины. К концу XIX века часть заводских зданий и производственных мощностей нуждалась в капитальном ремонте или в замене новыми механизмами.

Производительность Юрюзань-Ивановского завода в 1763-1908 годы, тысячи пудов

Годы Чугун Железо Годы Чугун Железо Годы Чугун Железо
1763 26,2 8,8 1820 198,3 115,8 1880 416,3 320,6
1765 100,2 18,8 1825 207,9 131,2 1885 568,2 263,0
1770 117,2 56,9 1830 230,5 112,6 1890 744,9 299,7
1773 90,4 36,5 1835 248,8 126,0 1895 363,9 219,8
1776 20,1 13,5 1840 161,7 110,3 1898 1041,1 397,6
1780 51,0 21,3 1845 281,5 184,2 1899 984,0 Сведений нет
1785 146,6 97,1 1850 283,5 166,0 1900 1047,7 -
1790 180,6 92,5 1855 400,1 264,4 1901 926,3 -
1795 167,9 106,1 1860 313,4 263,4 1903 736,7 -
1800 188,9 105,9 1861 285,4 227,7 1905 938,3 -
1805 169,3 125,2 1865 117,4 81,5 1906 574,0 -
1810 194,5 122,8 1870 239,0 114,0 1907 799,1 -
1815 192,4 119,3 1875 536,1 251,1 1908 523,1 -

В силу технической отсталости и нерационального использования владельцами доходов от металлургического производства в период экономического кризиса начала XX века завод стал убыточным. В 1899-1903 годах завод находился в аренде бельгийского Южно-Уральского металлургического общества. В начале XX века построена мартеновская печь, а также открыт цех по производству котельной стали и в небольшом количествве рельсов, одновременно обострилась социальная напряженность, вызванная снижением заработной платы и политикой заводской администрации. В середине июля 1908 года завод остановлен, значительная часть оборудования демонтирована и распродана на металлолом.

После гражданской войны на предприятии производились восстановительные работы, в ходе которых металлургическое производство не возобновлено, а в заводских помещениях размещено оборудование механического завода «Посель», эвакуированного из Петрограда. Благодаря этому завод приобрел механический профиль. Всего за время своего существования Юрюзанский чугуноплавильный и железоделательный завод выработал 43,07 миллиона пудов чугуна.

Литература:

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001. ISBN: 5-93472-05-0

« Назад к списку

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Юрюзанский завод Общая карта

Общая карта

Юрюзанский завод Местная карта

Местная карта